Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2013 г.
  4. № 47 (6440) (27.11.2013)
Общество Образование

Съезд надежд и разочарований

27 ноября 2013

Согласно закону «Об образовании» с 1 сентября дет­ские сады стали частью общего непрерывного образовательного пространства страны. То, о чём мечтали работники этой сферы, сетуя на незавидную роль золушек, наконец свершилось! Что, помимо повышения статуса и зарплат, ждёт педагогов и воспитателей? И, самое главное, как теперь будут готовить к школе наших малышей?

Очередной модернизации (после школ и вузов) был посвящён прошедший осенью в Москве Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Представлялось, что это событие вызовет огромный общественный интерес. Во-первых, в этом году исполнилось 150 лет со дня основания первого детского сада, созданного в Санкт-Петербурге под эгидой Благотворительного общества дешёвых квартир для малообеспеченных горожан, не имеющих средств нанимать гувернанток и нянечек. Во-вторых, съезды работников дошкольного образования не проводились в России уже восемьдесят с лишним лет. В третьих, на съезде была озвучена поистине радикальная программа слома системы детского сада как «маленькой» школы и провозглашена главная задача – «конструирование разнообразных миров свободно развивающегося детства».

Однако мероприятие прошло незамеченным. И не потому, что СМИ, в том числе телевидение, отделались дежурными заметками и репортажами. Вы можете представить себе собрание профессионалов, на котором не было бы дискуссий, столкновения мнений? Что же случилось с нашими боевыми воспитателями, в начале и середине 90-х организовывавшими мощные забастовки?

В интернете на главный вопрос повестки дня – о введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – шквал откликов. Кардинально меняются цели и задачи дошкольных учреждений, организация выполнения образовательных программ, методики определения конечных результатов пребывания ребёнка в детском саду, нормативы финансирования, материально-технического обеспечения, организации пространственной среды и много ещё чего. Стандарт начисто отменяет учение как инструмент познания мира и самопознания личности и провозглашает примат развития, противопоставляя его обучению. Вместо занятий вводятся ролевые и сюжетные игры. Вместо заданий, обязательных для всех и потому, по мнению разработчиков, сковывающих инициативу (например, вылепить из пластилина рыбку), индивидуальные проекты (кому «по проектированию» рыбки, кому «по проектированию» ёжика и т.д.), в процессе выполнения которых и будет происходить развитие личности и попутно обучение – цитирую стандарт – «основам математики и естествознания».

В соответствии со стандартом бюджет гарантирует оплату только образовательных услуг. А вот «уход и присмотр» обяжут оплачивать родителей, а это не только покупка игрушек, но и оплата ремонта, услуг ЖКХ, продуктов питания, труда поваров. Возмутило участников интернет-дискуссии и то, что в новых СанПиН снята планка максимальной наполняемости группы. Учредители детских садов получили полную свободу действий в рамках регионального или муниципального норматива финансирования. То есть группы по 23 человека и больше могут стать обычной практикой.

Вопросы финансирования волновали участников съезда больше всего. Если уж в столице, чтобы найти средства на повышение зар­платы, стали сокращать, в том числе и в коррекционных группах, ставки психологов, логопедов, дефектологов, медиков, что говорить о положении специалистов в других регионах? Заметим, в Финляндии, на пример которой ссылался в своём выступлении академик РАО Александр Кондаков, на группу из 16 человек приходится по четыре воспитателя, к ребёнку с особенностями развития прикрепляют ещё одного наставника, ролевые и сюжетные игры придумывает особый специалист. Да и зарплатой финские педагоги не обделены, получая от 1700 до 2300 евро в месяц.

Но, увы, обсудить финансовый вопрос открыто, публично не удалось. Потому что сам формат съезда не предполагал таких обсуждений. Даже когда организаторы предложили участникам «открытый» микрофон, слово взял из 700 человек один (!), и то говорил не по существу. Недаром автор учебников по дошкольной педагогике и семейному воспитанию профессор Татьяна Абрамовна Куликова назвала съезд «конференцией, да и то наспех организованной и заорганизованной», с чем согласилось немало её коллег.

Не только выступление министра образования и науки Дмитрия Ливанова, но и главного идеолога нового стандарта, к которому было больше всего вопросов, прошло в режиме моноспектакля. Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов то призывал народ создавать «разнообразные миры детства», то, артистично вскинув руку, повторял свой любимый тезис: «развитие, развитие и ещё раз развитие», то с трагичными нотками предостерегал от опасности, как в недавние времена, надеть на детсадовскую жизнь опостылевшую школьную форму.

– А что в сухом остатке? – недоумевали в перерыве участники съезда. – Учить нельзя, а как развивать, если, кроме песочницы, образно говоря, ничего нет? И разве в процессе обучения ребёнок не развивается?

Во второй день работы съезда, когда участники разошлись по секциям, наконец добрались до конкретных вопросов. Один из главных: что это за угрозы и риски «меняющегося мира», на которые должны уметь отвечать воспитатели и педагоги, опираясь на стандарт? На него отчасти ответил директор московского центра образования № 109, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург. По его мнению, из-за медицины, научившейся «делать» детей из пробирок, выхаживать недоношенных и спасать малышей с родовыми травмами, но не умеющей пока решать проблемы с их здоровьем, количество воспитанников с особыми потребностями будет расти. Значит, работе с такими детьми нужно учиться всем.

Евгений Ямбург – разработчик стандарта профессиональной подготовки педагогов, предполагающего увеличение учебных часов на овладение коррекционными методиками и прохождение всеми студентами, начиная со второго курса, практики и стажировки в детских садах. В следующем году разработка этого стандарта будет завершена, а с 2015 года начнётся его постепенное внедрение.

С учётом времени обучения студентов получается, что фактически подготовленные с учётом «угроз и вызовов меняющегося мира» педагоги появятся у нас только к 2020-му, а ФГОС ДО в пилотных детских учреждениях начнут применять уже в следующем году…

Не знаю, как вам, а мне страшно отдавать ребёнка «активному субъекту деятельности», как величают теперь детские сады. Хорошо, что до массового внедрения стандарта будет организована его апробация на региональных пилотных площадках. Да и прав, очевидно, Евгений Ямбург, предложив на последнем пленарном заседании учредить независимую экспертную организацию, которая отслеживала бы и пред­отвращала всевозможные угрозы и риски «сконструированного» реформаторами мира детства.

Галина МЫЛЬНИКОВА

Обсудить в группе Telegram

Галина Мыльникова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS