Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Сезон! Ещё сезон!

01 января 2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

О. Коровин. «Портрет С. Дягилева»Нужны ли нам новые Русские сезоны? Естественно, речь идёт о том, чтобы по масштабам и значимости их можно было бы сопоставить с классическими Русскими сезонами Дягилева, столетие которых мы отмечаем в этом году. Как ни странно, многие из людей искусства высказываются категорически против этой идеи.

Одни утверждают, что в России сегодня не найдётся ни одного хореографа, который мог бы предложить зарубежной аудитории что-то адекватное гениальным находкам Фокина. Другие добавляют, что у нас и достойных балетных артистов для новых Русских сезонов сегодня не найти.

Третьи говорят: «Ну ладно, кого-то вы там нашли. Но ведь нужны ещё те самые сотни потрясающих костюмов и декораций, которые буквально приклеивали зарубежных зрителей к каждому новому балетному спектаклю Русских сезонов». Четвёртые горестно вздыхают: «А где вы найдёте такие деньги? И кто вам их даст? И вы вообще хорошо подумали, сколько всё это может стоить?..» Пятые вообще начинают с исходного негатива: «Сегодняшний наш зритель охотно пойдёт на любого зарубежного гастролёра, но наши артисты там вряд ли будут кому-нибудь интересны. И не потому, что это плохие артисты, просто конкуренция в мире искусства уж слишком жёсткая».

Остальные просто опускают руки и молча, удивлённо глядят на вас. Какие новые Русские сезоны?.. Тогда, в начале XX века, всё русское искусство находилось на подъёме: и театр, и балет, и музыка, и литература, и живопись. А что можно сказать о положении в нашем современном искусстве? Готово ли оно к такому прорыву? Ведь Дягилев собрал сливки всего русского искусства, создал гениальную постановочную команду, находящуюся в постоянном поиске гениев. И ещё придал всему этому небывало острый, авангардный характер.

Что ж, с этими аргументами действительно не поспоришь. Во всяком случае, с ними очень трудно спорить сегодня. Но искусство – это поиск. И такие события всегда благотворны для него. С этим тоже сложно не согласиться. Речь идёт о полномасштабной актуализации дягилевской традиции Русских сезонов в искусстве современной России. Я далёк от мысли, что нужно копировать шаг в шаг художественные решения Дягилева. Надо искать новые пути, ставить новые акценты, выбирать новые соотношения балета, музыки и живописи, костюмов и декораций. Подключать разнообразные формы театрального эксперимента в области психологической драмы, и не только. Новые Русские сезоны могли бы представлять зарубежному зрителю историю русского искусства. К классическому облику сезонов начала прошлого века можно добавить очень и очень многое. Я не сомневаюсь, что уже хотя бы обсуждение этой темы в театральной и музыкальной среде, среди художников и литераторов, наконец, среди ценителей искусства, вызовет немалый общественный интерес к этой теме. Очень важно вспомнить слова великого Чехова: «Нам нужны новые формы». В своё время Антон Павлович очень поддержал начинания Дягилева. Многое из того, что тот делал в русском искусстве, шло под знаком великих реформ Чехова в литературе и на театральной сцене.

Говорят, что Дягилев был мастером открывать новые имена. Наше искусство и литература сегодня, быть может, даже в большей степени, чем во времена Дягилева, нуждаются в том, чтобы быть открытыми миру. Представить крупно и масштабно всё самое талантливое, открыть десятки, а то и сотни новых имён, всемерно и всемирно представить свету новые художественные достижения России – разве это никому не нужно? Разве это будет никому не интересно? С моей точки зрения, никакой другой способ поддержать традицию Русских сезонов Дягилева не будет более продуктивным, чем прямое и полномасштабное продолжение этой традиции.

Конечно, скептики возразят нам, что мы сегодня не найдём нужных для этой эпохальной инновации в искусстве достаточных художественных сил и талантов соответствующего уровня и необходимой организаторской и финансовой поддержки. Что на это возразить?

Великий Гёте сказал как-то, что даже самое скромное ежедневное человеческое существование требует огромных усилий. И был абсолютно прав. Но значит ли это, что новые Русские сезоны абсолютно невозможны? Вспомним динамику развития самой идеи Русских сезонов Дягилева. Сначала это была попытка познакомить Европу с достижениями русской живописи. Потом к ней добавились музыка и оперное искусство. Лишь к 1909 году окончательно выкристаллизовалась идея русского балета Дягилева, идея балетных Русских сезонов. И в таком виде этот проект просуществовал до 1929 года.

Могут возразить, что в условиях мирового кризиса подобная идея вообще выглядит слишком фантастичной и утопичной. Но, во-первых, не всё упирается только в деньги. Во-вторых, деньги тоже можно найти, как находил их Дягилев. Я думаю, что идея может быть осуществлена как совместный проект России и Европы и даже других континентов. Это может быть очень благотворным не только для современного искусства России, но и для всего мирового искусства.

Дягилевские Русские сезоны поражали масштабным, тончайшим и глубочайшим подходом к решению эстетических задач, и само это решение всегда было поразительно новаторским и самостоятельным. Такой суперпроект возможен и сегодня. Будем считать, что первый шаг на пути к осуществлению этого проекта сделан.

Алексей ЗУБАРЕВ

 

Обсудить в группе Telegram

Алексей Зубарев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS