Нужны ли нам новые Русские сезоны? Естественно, речь идёт о том, чтобы по масштабам и значимости их можно было бы сопоставить с классическими Русскими сезонами Дягилева, столетие которых мы отмечаем в этом году. Как ни странно, многие из людей искусства высказываются категорически против этой идеи.
Одни утверждают, что в России сегодня не найдётся ни одного хореографа, который мог бы предложить зарубежной аудитории что-то адекватное гениальным находкам Фокина. Другие добавляют, что у нас и достойных балетных артистов для новых Русских сезонов сегодня не найти.
Третьи говорят: «Ну ладно, кого-то вы там нашли. Но ведь нужны ещё те самые сотни потрясающих костюмов и декораций, которые буквально приклеивали зарубежных зрителей к каждому новому балетному спектаклю Русских сезонов». Четвёртые горестно вздыхают: «А где вы найдёте такие деньги? И кто вам их даст? И вы вообще хорошо подумали, сколько всё это может стоить?..» Пятые вообще начинают с исходного негатива: «Сегодняшний наш зритель охотно пойдёт на любого зарубежного гастролёра, но наши артисты там вряд ли будут кому-нибудь интересны. И не потому, что это плохие артисты, просто конкуренция в мире искусства уж слишком жёсткая».
Остальные просто опускают руки и молча, удивлённо глядят на вас. Какие новые Русские сезоны?.. Тогда, в начале XX века, всё русское искусство находилось на подъёме: и театр, и балет, и музыка, и литература, и живопись. А что можно сказать о положении в нашем современном искусстве? Готово ли оно к такому прорыву? Ведь Дягилев собрал сливки всего русского искусства, создал гениальную постановочную команду, находящуюся в постоянном поиске гениев. И ещё придал всему этому небывало острый, авангардный характер.
Что ж, с этими аргументами действительно не поспоришь. Во всяком случае, с ними очень трудно спорить сегодня. Но искусство – это поиск. И такие события всегда благотворны для него. С этим тоже сложно не согласиться. Речь идёт о полномасштабной актуализации дягилевской традиции Русских сезонов в искусстве современной России. Я далёк от мысли, что нужно копировать шаг в шаг художественные решения Дягилева. Надо искать новые пути, ставить новые акценты, выбирать новые соотношения балета, музыки и живописи, костюмов и декораций. Подключать разнообразные формы театрального эксперимента в области психологической драмы, и не только. Новые Русские сезоны могли бы представлять зарубежному зрителю историю русского искусства. К классическому облику сезонов начала прошлого века можно добавить очень и очень многое. Я не сомневаюсь, что уже хотя бы обсуждение этой темы в театральной и музыкальной среде, среди художников и литераторов, наконец, среди ценителей искусства, вызовет немалый общественный интерес к этой теме. Очень важно вспомнить слова великого Чехова: «Нам нужны новые формы». В своё время Антон Павлович очень поддержал начинания Дягилева. Многое из того, что тот делал в русском искусстве, шло под знаком великих реформ Чехова в литературе и на театральной сцене.
Говорят, что Дягилев был мастером открывать новые имена. Наше искусство и литература сегодня, быть может, даже в большей степени, чем во времена Дягилева, нуждаются в том, чтобы быть открытыми миру. Представить крупно и масштабно всё самое талантливое, открыть десятки, а то и сотни новых имён, всемерно и всемирно представить свету новые художественные достижения России – разве это никому не нужно? Разве это будет никому не интересно? С моей точки зрения, никакой другой способ поддержать традицию Русских сезонов Дягилева не будет более продуктивным, чем прямое и полномасштабное продолжение этой традиции.
Конечно, скептики возразят нам, что мы сегодня не найдём нужных для этой эпохальной инновации в искусстве достаточных художественных сил и талантов соответствующего уровня и необходимой организаторской и финансовой поддержки. Что на это возразить?
Великий Гёте сказал как-то, что даже самое скромное ежедневное человеческое существование требует огромных усилий. И был абсолютно прав. Но значит ли это, что новые Русские сезоны абсолютно невозможны? Вспомним динамику развития самой идеи Русских сезонов Дягилева. Сначала это была попытка познакомить Европу с достижениями русской живописи. Потом к ней добавились музыка и оперное искусство. Лишь к 1909 году окончательно выкристаллизовалась идея русского балета Дягилева, идея балетных Русских сезонов. И в таком виде этот проект просуществовал до 1929 года.
Могут возразить, что в условиях мирового кризиса подобная идея вообще выглядит слишком фантастичной и утопичной. Но, во-первых, не всё упирается только в деньги. Во-вторых, деньги тоже можно найти, как находил их Дягилев. Я думаю, что идея может быть осуществлена как совместный проект России и Европы и даже других континентов. Это может быть очень благотворным не только для современного искусства России, но и для всего мирового искусства.
Дягилевские Русские сезоны поражали масштабным, тончайшим и глубочайшим подходом к решению эстетических задач, и само это решение всегда было поразительно новаторским и самостоятельным. Такой суперпроект возможен и сегодня. Будем считать, что первый шаг на пути к осуществлению этого проекта сделан.