А в камерном, но изысканном классическом зале Союза театральных деятелей началась демонстрация «Итогов сезона» – так именуются традиционные ежегодные выставочные «отчёты» петербургских театральных художников: эскизы костюмов и декораций, макеты не только петербургских премьер сезона, но и постановок в других городах страны. Здесь многие из известнейших сценографов – Эдуард Кочергин, Александр Орлов, Ирина Чередникова, Владимир Фирер, Нелли Полякова и другие маги сценического пространства и кудесники света.
В конце октября отметил 180-летний юбилей Михайловский театр. Сверхэнергичный менеджмент театра устроил гала-концерт, который открыл глава попечительского совета театра и по совместительству министр культуры РФ Владимир Мединский; поставил концерт нынешний худрук оперной труппы театра Василий Бархатов, а выступили в нём и молодые, и прославленные исполнители, включая неувядающую примадонну Елену Образцову и даже… Сергея Шнурова. А ещё труппу ожидает встреча с Дмитрием Черняковым – он перенесёт на сцену театра свою постановку «Трубадура» из брюссельской оперы.
А вот открытие БДТ перенесено на май 2014 года. Но историческое здание театра на Фонтанке (архитектор Л. Фонтана) уже блистает отремонтированными фасадами привычного зелёного цвета – на этом настоял знаменитый соратник Товстоногова, главный художник театра Эдуард Кочергин: в глухих коричневых тонах, которые тоже предлагались, здание бы просто потерялось среди других домов набережной. Была раскрыта, как выражаются реставраторы, и первоначальная живопись плафона. В новом старом здании БДТ замечательный музей с эскизами и макетами выдающихся художников станет частью целой музейной зоны, в которую войдут и кабинет Товстоногова, и гримёрки прославленных артистов, например, Кирилла Лаврова. А что принесёт сотрудничество авангардиста Андрея Могучего с традицией русского психологического театра – этот вопрос по-прежнему интересует широкую околотеатральную общественность.
Приятной новостью можно назвать тот факт, что коллекция театральных эскизов, которую долгие годы собирал граф Лобанов-Ростовский, осталась в собрании Театрального музея в центре Петербурга, на площади Островского, что у Александринского театра: таким образом, это богатейшее собрание не переместится за город, в Константиновский дворец, и будет доступно для всех желающих.
А на Театральной площади, в консерватории, с 1 по 9 ноября проходила уже ХIII Международная неделя Консерваторий, где на концертах и в мастер-классах были представлены начинающие и уже известные таланты.
Театр Комедии им. Н.А. Акимова возобновил в новом составе свою версию пьесы Карло Гольдони «Влюблённые. История вечно ссорящихся, но страстно любящих друг друга Эуджении и Фульдженцио (бессмертная чета innamorati из итальянской комедии масок) в постановке Татьяны Казаковой соединила в себе черты стилизации под венецианскую комедию ХVIII века и психологический режиссёрский театр, а художник Эмиль Капелюш, как всегда, создал удивительно красивую пространственно-световую среду.
6 ноября все балетоманы города отмечают 60-летний юбилей замечательного танцовщика и балетмейстера Юрия Петухова, художественного руководителя балетной труппы им. Л. Якобсона.
С 1 по 17 ноября в городе проходят «Детские дни» – это игра-путешествие для детей по 20 музеям города. Для каждой возрастной категории любознательных маленьких петербуржцев, «а также их родителей», разработаны свои маршруты. Даже Мариинский театр спустился с высот Парнаса и устроил в своём новом здании детскую программу «Фруктовое пианино» – на английском языке с переводом на русский.
А с 12 по 19 ноября на всех трёх сценах Мариинки пройдёт мини-фестиваль музыки ещё одного композитора-юбиляра нынешнего года – Бенджамина Бриттена: к его столетию будут показаны оперы «Поворот винта» и «Сон в летнюю ночь», прозвучат в концертном исполнении огнедышащее «Поругание Лукреции» и «Военный реквием».
И ещё о художественном процессе в культурной столице: в «Голубой гостиной» Союза художников Петербурга открылись две выставки старейшин живописного цеха города. Это пейзажные акварели Софии Лосевой, напоминающие об эстетике Серебряного века, о космизме Павла Кузнецова и сферической перспективе Кузьмы Петрова-Водкина. Вторая выставка – это тоже пейзаж, но уже в технике масляной живописи – Николая Галахова, поэта сурового и величественного русского Севера. В его панорамных пейзажах есть отголоски и традиционного русского реализма, и северного модерна, есть гармония вдумчивого, несуетного отношения к жизни и восприятия натуры. Обе выставки продлятся до 17 ноября.
8 ноября открывается Осенняя выставка Союза художников, которая представляет всё лучшее за последнее время в профессиональном городском творчестве, в разных видах искусства, от графики и скульптуры до театральных эскизов и искусствоведческих трудов. Залы на Большой Морской, 38, можно будет посетить до 23 ноября.