Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2021 г.
Литература Библиосфера

Шаг к справедливости

13 апреля 2021

Валерий Морозов. Зеркало заднего вида. М.: У Никитских ворот, 2021. – 424 с. – (Серия 101 прозаик XXI века).

Читая эту книгу, понимаешь, что перед нами масштабный прозаик, интертекстуал, но при этом не филологической закваски, а самой что ни на есть жизненной, эмпирической, правдивой. Знакомьтесь, Валерий Морозов.

Открывает книгу повесть «Окно». Она во многом держит внутреннюю конструкцию всего тома. Это замечательное захватывающее чтение, где в остросюжетной фактуре акцент поставлен не на коллизии, а на переживания. Главный герой испытывает грандиозную личную драму на фоне собственной «бондианы», связанной с его поначалу вроде бы совсем безобидной командировкой в Душанбе. Он становится заложником чужой игры, но пытается в этих условиях вести свою собственную. Выписано всё это невероятно достоверно и увлекательно. Текст объёмен и многомерен. Нет никаких передержек и неуместных фантазий, весь антураж, и особенно описания Душанбе, правдив и убедителен. Смелая тема любви с мусульманкой вырастает в кровавую драму, объём переживаний столь велик, что буквально выплёскивается со страниц, и читатель сопереживает всему так, словно смотрит документальный фильм о лихих временах. Некоторая доля мистики не смущает, а придаёт тексту объём, позволяет уловить тонкие психологические нюансы. И, конечно, в этой повести потрясает противопоставление любви истинной, идущей наперекор всему, с остальным миром, миром наживы, расчёта и лицемерия. Образы Олега и Гулчи, главного героя и его возлюбленной, которая погибает от рук своего бывшего мужа, бандита Сахрата, запоминаются надолго. В них много подлинности, и решимость автора в отображении этой темы без всяких табу достойна уважения.

Трогательно и мастерски подана природа Владимирского края, где в конце повествования оказывается Олег, где он находит и не находит убежище: те, кто преследует его, настигают его и там. В итоге он понимает, что его жизнь, его существование на земле приносит всем только беды. Конец героя в романе закономерен, бандиты убивают его, но автор оставляет нам надежду, что, возможно, Олег выживет. Открытый финал здесь, как никогда, оправдан и уместен! Он не подвешивает сюжет, а закономерно разветвляет его, побуждает читателей ещё долго быть его участниками. Всё это никак не противоречит основным законам литературного детектива, шаг за шагом читатель приближается к разгадке.

После повести автор предлагает нашему вниманию рассказы. Разные грани его мастерства и самобытного таланта в них сверкают стилистически убедительно и образно ярко. Все рассказы довольно объёмные, в них всегда есть история, причём история не ходульная, не искусственная, а живая, со своим динамизмом, без жанровых оков. Действие рассказов легко перемещается из одного места в другое, а авторская оптика также беззаботно перемещается с одного персонажа на другой. Любопытно, что автор ни в одном рассказе не жертвует персонажем ради скрепляющей форму ситуации. Живой человек для него важен, и герои платят ему добром, получаясь выпукло, не трафаретно. Он любит чудаков, в некоторых его героях, в речи, в поступках слышится нечто шукшинское, но здесь, конечно же, речь может идти не о подражании, а о развитии творческого метода.

В книге довольно много текстов. Но у каждого, я уверен, появятся свои персональные поклонники.

Меня поразил рассказ «Немец». Казалось бы, тема в нашей литературе уже опробована не раз: кто только не писал о немцах Поволжья, о пленных немцах и т.д. И о том, когда под словом «немец» никак не подразумевалась национальность.

В этом рассказе проявились два ценнейших творческих качества писателя Морозова. Первое – никогда не идеализировать своих персонажей. Доводить повороты их судеб до самого трагического острия. Второе – уметь угадывать человеческую историю за событиями, которые изначально предполагали под собой совсем иной подтекст.

История Дорофея Асташонка, начавшаяся в годы его младенчества, одна из самых пронзительных, которую мне довелось читать. Мир несправедлив. Да. Морозов с этим не спорит. Многие страдают из-за того, в чём совершенно не виноваты. Но несправедливость, которой писатель заставляет возмущаться своих читателей, это ведь уже шаг к справедливости. Не правда ли?

Максим Замшев

Тэги: Книжный ряд Максим Замшев
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS