Александр Геннадьев
Севастопольский академический театр танца им. В. А. Елизарова в завершающемся году представил новый спектакль «Защита гения». Руководитель проекта, автор идеи, главный режиссер, сценарист и драматург Дарья Чумакова (соавтор Олег Годорожа) оттолкнулись от романа Владимира Набокова «Защита Лужина». Лужин, шахматный вундеркинд со всеми вытекающими отсюда последствиями, не понимает, как ему выжить в сложном окружающем мире без «защиты». Судьба набоковского героя трагична, в хореографическом же полотне жизнь-игра развивается своим ходом.
Дарье проблемы особенных детей более чем известны, тема инклюзии – отчасти личная, семейная, и поговорить об этом на театральном, хореографическом языке она мечтала давно. Балетмейстеры-постановщики – Денис Соловьев, Сергей Волошин, Олег Годорожа, Наталья Иванова (на нее легла основная нагрузка), Дмитрий Нестеров (отвечал за современную хореографию), – используя, кроме обязательной бальной лексики, стилистику современного танца и характерные движения людей с аутизмом, создали мир шахматного гения, интеллектуала. Но в этом же пространстве живет и другая личность – неуверенный, не приспособленный к окружающей среде ребенок, который, даже став взрослым, остается отчасти ангельской душой (герой в детстве – Михаил Масягин).
Мы видим зеркальный шкаф, из которого выходят и в который прячутся два разных человека: герой-социофоб (Максим Чорный) и герой-гений (Андрей Татарников). Перед Максимом стояла непростая задача -показать своего героя с особенностями развития, этакую душевную трансформацию. Андрею необходимо было высветить личность сверхинтеллектуальную, отрешённую в своей сосредоточенности. Оба артиста смогли найти точные краски и поймать нужный характер. Они непременно взаимосвязаны и в то же время «крутятся» в разных галактиках. Одно из главных звеньев в истории – роль Матери в проникновенном исполнении самой Дарьи Чумаковой. Соло, дуэты, ансамбли развиваются то по нарастающей, то по нисходящей, но эмоциональная амплитуда действа невероятно накалена, и четкий, порой жесткий, но всегда выверенный ритм дает исключительное напряжение спектаклю. А оно, надо признать, не просто создает атмосферу, а рождает другое измерение, прямо скажем, трансцендентное.
Композитор Виктор Рыбаков, сохранив, к примеру, ритмическую структуру «Богемской рапсодии» и «Орфея и Эвридики» К. Глюка, по сути, написал свою музыку, авторскую, сделав все изящно, виртуозно. К тому же в постановке звучит и живой мини-оркестр – скрипка, виолончель, клавишные, барабаны, что придает «Защите гения» особое внутреннее сердцебиение.
Не менее яркой и эффектной является и сценографическая композиция с лестницами, шахматной доской и изысканным видеорядом с костюмами шахматных фигур, одновременно соответствующими замыслу происходящего и, несмотря на черно-белую палитру, в какой-то мере карнавальными (художник-постановщик – Ольга Долгова, модельер – Леонид Олейниченко). Световое решение Андрея Костюченкова не менее авторское и задает тон всему спектаклю: перед нами то режущий, скользящий блеск, словно острие кинжала, то изысканная мягкость утреннего тумана.
Порой чем-то вроде тумана является и мир нашего героя, его раздумья и одиночество. Единственный человек, находящийся всегда с ним рядом, – мама, она же и дарит мальчику шахматную доску. Отца – Черного Короля – больше волнуют романы на стороне, а чаяния сына и семьи совершенно не тревожат. Денис Соловьев – один из самых ярких и талантливых артистов театра. Его умение наполнять образ скупыми движениями, идти от нутра, выразительность, чувство позы и сценическая культура делают более чем заметной любую, даже самую неблагодарную, роль. Борьба здесь происходит в двух измерениях, и реальная жизнь перемещается на шахматную доску. Мать – Белая Королева (Дарья Чумакова), любовница отца – Черная Королева (яркая, эффектная Наталья Иванова) сражаются, как и полагается истинным королевам. Их поединок на рапирах прекрасен и страшен, и лишь коварством черная масть побеждает белую.
Наш вундеркинд становится прославленным гроссмейстером и встречает свою любовь. Именно Возлюбленная (Екатерина Нестерова) по его дневниковым записям доигрывает главную партию на чемпионате и ставит шах и мат Черному Королю. У Набокова Лужин погибает, в Севастополе гений остается жить. В спектакле, необычайно остром, напряженном и хрупком, есть при всей боли надежда и отчасти катарсис. Артисты проживают все перипетии «шахматной» драмы с необычайным душевным волнением. Нельзя не отметить и замечательный, слаженный ансамбль: Учитель, Белый Король (Дмитрий Нестеров), Судья (Артем Герус), Соперники (Вадим Елизаров, Денис Чернецов, Владислав Кискин).
Самое интересное, что в хореографическом мире «Защита гения», кажется, не знает аналогов. Я не хочу говорить «мировая премьера», как любят сегодня, особенно провинциальные театры, величать свои новые творения, но севастопольцы в данном случае первопроходцы, и проект стал возможным благодаря Президентскому фонду культурных инициатив.
Безусловно, театр и его руководителей – Александра Елизарова и Нину Маршеву – можно поздравить с замечательной работой, которая, кроме эстетического наслаждения, несет в себе и серьезную психологическую нагрузку: ведь сколько вокруг нас людей особенных, индивидуальностей, невероятно одаренных, и, как правило, это личности сверхчувствительные, так скажем, без кожи, и к ним требуется внимание, понимание и особый подход. Если говорить еще более конкретно, то цель проекта – изменить отношение социума к людям с особенностями развития. Возможность донести до общества, что можно без агрессии и с пониманием воспринимать мысли, поведение человека с ограниченными возможностями здоровья.
«Защита гения» – спектакль многослойный и многогранный, рассчитанный на самого разного зрителя, это тот случай, когда танец, драматургия и урок нравственности соединены в одно целое.