Вместо сольфеджио учимся отвечать на вопросы тестов
Согласно утверждённой приказом министра образования и науки концепции главная цель профильного обучения – специализированная подготовка, ориентированная на индивидуализацию, профессиональную ориентацию и самоопределение учащихся, на формирование адекватного представления о своих возможностях, сокращение разрыва между содержанием образования в средней школе и требованиями к абитуриентам. В теории всё гладко и логично. О том, что получается на практике, мы беседуем с директором московского Центра образования ‹ 324 «Жар-птица» Еленой ЗОТОВОЙ.
– Елена Борисовна, насколько мне известно, в Москве школ со специализацией «искусство» немного. У вас преподают актёрское мастерство, оперный вокал, хореографию. Ребята учатся играть на различных музыкальных инструментах. Расскажите о тонкостях обучения в Центре образования «Жар-птица».
– Таких школ в Москве не более десяти, в этом году мы были аккредитованы на новый статус – Центр образования, что, конечно, не изменило нашего основного направления.
Профильное обучение у нас начинается уже с первой ступени. В школе создан и успешно функционирует принципиально новый тип музыкально-эстетического образования. Каждый наш ученик не просто осваивает ряд дополнительных предметов, таких как сольфеджио, хор, музыкальная литература, музыкальный инструмент, ритмика, вокал, актёрское мастерство, но и может применить полученные знания на практике. Благодаря индивидуальному учебному плану, эффективным программам, новым технологиям вокально-хоровой работы наиболее одарённые учащиеся после окончания школы продолжают образование в специальных музыкальных учебных заведениях, остальные получают возможность гармоничного развития, овладения интеллектуальной и музыкальной культурой. Мы стараемся развить качества и физика, и лирика в одном ребёнке. В отличие от специализированных школ (например, музыкальных, школ искусств, гнесинской десятилетки), в нашей углублённые занятия искусством не являются самоцелью. Высокий уровень образования как в музыкально-эстетической, так и в научно-технических областях позволяет выпускникам выбирать любую профессию, поэтому их можно встретить и в МГУ, и в МГТУ им. Баумана, и в МИРЭА, и в Московской консерватории, и в МПГУ, и в РУДН.
– То есть ваши выпускники поступают в технические вузы?
– В старшей школе мы предлагаем ребятам на выбор три профиля: гуманитарный (куда входит художественно-эстетический), физико-математический и информационно-технологический.
Художественно-эстетический предполагает ознакомление с профессиями в различных областях искусства. Он включает такие предметы и спецкурсы, как вокал, актёрское мастерство, сценическое движение, фортепиано, хор, вокальный ансамбль, сольфеджио, хореография.
Кому-то может показаться странным, но помимо гуманитарного профиля уже в течение одиннадцати лет в школе существует физико-математический, а с прошлого учебного года – информационно-технологический профили, ориентированные на дальнейшее обучение в технических вузах. Здесь нам очень помогают давняя дружба и сотрудничество с факультетами довузовской подготовки МИРЭА и МГТУ им. Баумана. Спецкурсы углублённого изучения физики, математики, информатики ведут учителя нашей школы по программам, согласованным с вузами.
Как видите, мы стараемся предоставить ребёнку возможность выбора. Но знаете, даже если ученик выбирает физико-математический или информационно-технологический профиль, художественно-эстетическая направленность школы остаётся той основой, которая делает его жизнь более яркой, событийной, эмоционально насыщенной. Учащиеся физико-математического профиля, которые поступили в этом году в технические вузы, были участниками одной из самых интересных постановок нашего оперного театра – оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро».
– И как вы соединяете Моцарта с тестами ЕГЭ?
– Трудностей немало. ЕГЭ ломает структуру и содержание профильного образования. Начнём с того, что количество часов, выделенных в учебном плане, не позволяет совмещать два процесса: подготовку к единому госэкзамену и изучение предмета. Обратите внимание на такие цифры: в гуманитарном классе на русский язык в учебном плане выделяется два часа в неделю, на математику – три. Но чтобы ребёнок сдал ЕГЭ на «3», этот предмет он должен изучать четыре часа в неделю, на «4» – четыре-пять часов, на «5» – как минимум шесть часов. Если ученику в гуманитарном классе выделить по шесть часов на каждый госэкзамен в форме ЕГЭ, учебного плана хватит только на четыре предмета, а у нас в расписании их минимум 13. Очевидно, что либо выпускник дополнительно занимается с репетитором, либо он должен смириться с более низкой оценкой на экзамене. Так, одна из лучших наших выпускниц (теперь студентка вокального факультета музыкального колледжа им. Гнесиных) ЕГЭ по математике написала на «3» – до четвёрки не хватило двух баллов. А ведь это яркий, талантливый ребёнок, который все одиннадцать лет очень хорошо учился, и тройка эта явно незаслуженная…
У нас учится Влад Дядьковский – обладатель Гран-при всероссийского конкурса «Серебряный голос». У него чарующий, красивый голос, он поёт в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но ему будет очень трудно сдавать ЕГЭ.
Конечно, самый тяжёлый груз ответственности при подготовке к этим экзаменам ложится на плечи учителя. Ему нужно пройти всю программу до апреля, чтобы успеть повторить пройденное и натаскать на ЕГЭ, так как экзамены теперь будут начинаться с середины мая. Кроме того, сам учитель должен хорошо владеть технологией ответов на вопросы тестов. В этом году 11-й класс у нас выпускали два сильнейших учителя: О.В. Коммиссарова, кандидат филологических наук, лауреат городского конкурса «Учитель года 2008» в номинации «Интеллект и эрудиция», и Г.А. Стогова, заслуженный учитель РФ. Они проделали колоссальную работу, поэтому и результаты у нас были достаточно высокие.
– То есть к ЕГЭ нужно готовить не только ученика, но и учителя…
– Безусловно. Надо отдать должное, в Москве проделана большая подготовительная работа. Это и проведение краткосрочных курсов для учителей, и систематические репетиции, и создание Московским институтом открытого образования тренировочной базы в системе online, которая дала возможность работать над тестами и дома. Всё это, конечно, хорошо, но давайте ответим на вопрос: а что это даёт? Для чего всё это? Улучшает ли это качество образования? Повышается ли профессионализм учителя? К сожалению, на все эти вопросы можно ответить только «нет». Дети научились заполнять карточки, считать количество слов в сочинении (в части С), но не стали от этого образованнее, грамотнее, лучше. Учителя превратились в репетиторов и занялись натаскиванием. Но самое главное, пожалуй, даже не в этом.
Тест до минимума сужает рамки предмета, обосабливает его от других учебных дисциплин, дробит его на фрагменты. Мы нарушаем у ребёнка целостное восприятие картины мира, перестаём развивать его мышление, тормозим его творческий потенциал. Ведь теперь перед учеником мы должны ставить не поисковую, не проблемную задачу, а учить выбирать один правильный ответ из четырёх предложенных. Это не может и не должно быть целью образования. И уж конечно, в этой ситуации профильная школа становится ненужной. Её место занимают пять экзаменов в форме ЕГЭ.
– При условии, что русский и математика – обязательные предметы для сдачи экзамена в форме ЕГЭ, из каких других выпускник может выбрать ещё три?
– Английский язык, история, физика, химия, биология, информатика. Не каждый учитель может подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, некоторые дети не знают, какие предметы выбрать. В вуз-то сдавать только три. Зачем им нужны ещё два экзамена, непонятно. У детей начинается истерика, так как они очень рискуют: ведь получив двойку, они останутся без аттестата.
– Русская литература не умещается в рамки ЕГЭ, и её исключили из списка экзаменов. Может быть, это и не так страшно?
– Это не просто страшно, это катастрофа. Теперь литературные часы можно занимать предметами, которые придётся сдавать в форме ЕГЭ. Из многих школ уже постепенно исчезают такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, материальные технологии. Такая же участь, видимо, ожидает и литературу. А ведь эти уроки развивают чувства и эмоции, способствуют формированию богатого внутреннего мира человека. Литература – уникальный вид искусства, она ведает духовно-нравственным развитием, учит размышлять, анализировать, познавать себя, познавать жизнь. В нашей школе весь учебный цикл так или иначе связан с искусством, но если мы все силы будем отдавать ЕГЭ, то, боюсь, удивительный мир литературы, музыки, театра, танца будет закрыт для детей.
– И как выходить из сложившейся ситуации?
– Если ЕГЭ так уж неизбежен, то необходимо усовершенствовать систему тестов, сделать их разноуровневыми, хотя бы по математике и русскому языку. Хорошо бы оставить только три экзамена в форме ЕГЭ. И пусть ребёнок сам решает, какие экзамены он будет сдавать. Нужно разрешить выпускникам сдавать единый экзамен в стенах родной школы, поскольку незнакомая обстановка лишь усиливает стресс. Пусть за ходом тестирования следят независимые проверяющие. И если мы позиционируем профильное обучение как связующее звено между школой и вузом, а новую систему оценки знаний как способную снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз, то нужно и школу подготовить к выполнению этих задач. Надо предоставить учителю реальные возможности для профессионального роста и не судить о качестве его работы только по результатам ЕГЭ.
К сожалению, мы вновь принимаем сырой закон для блага детей и им же вредим. Хотим поднять престиж учительства, а на деле – занижаем, бросая в экспериментальное пространство и не объясняя правил. Закон о ЕГЭ приняли второпях, ради присоединения к Болонской конвенции. И хотя не было обсуждения в обществе, на его реализацию уже затрачены огромные средства.
Хочется верить, что здравый смысл, активная позиция передовой педагогической и родительской общественности позволят внести коррективы и сохранить будущее нашей страны.
Беседовала