Фёдор Кручина, экономист, Воронеж
В последние недели в сфере экономики происходят события, которые способны изменить ход её развития. Курс Д. Трампа на повышение тарифов и ограничения в торговле между странами оказывает сильное влияние на мировую экономику, создаёт непредсказуемые последствия для всех, включая Россию.
Мы видели, как скакали цифры трамповских тарифов на товары из-за рубежа. Ко всему прочему, его администрация ввела дополнительные меры: со 2 мая тариф на недорогие посылки из КНР и Гонконга увеличен до 90%, а с 1 июня должны вступить в силу сборы по $150 за каждую единицу товара. По оценкам экономистов, это может поднять инфляцию в США до 4,6%.
Идея Трампа – поддерживать национальное производство в США и снизить торговый дефицит – звучит для американцев заманчиво. Однако рост тарифов может не только замедлить темпы мировой торговли, но и привести к глобальной рецессии. Прогнозы экономистов на 2025 год указывают на возможное сокращение роста мировой экономики минимум на 1,2%, если торговая война не остановится. Для России всё это означает ухудшение внешней торговли, снижение цен на нефть и металлы, и, как следствие, падение доходов от экспорта.
Администрация Трампа также предложила снижение корпоративного налога с 21% до 15% для компаний, которые выпускают продукцию на территории США. На первый взгляд, это должно помочь американским предприятиям стать конкурентоспособнее, стимулировать инвестиции и создание новых рабочих мест. Однако снижение налогов не всегда означает улучшение экономики. Можно ожидать сокращения госдоходов США, что создаст риски для долгосрочной стабильности финансовой системы. И не только Америки.
США усиливают технологическое противостояние с КНР. Вашингтон ограничил экспорт ключевых технологий, например, в сфере производства полупроводников. Это ударит по китайской индустрии, но, предвидя ход событий, КНР уже не первый год инвестирует миллиарды в свою технологическую независимость.
Несмотря на недавний, казавшийся доминирующим тренд к «зелёной» энергетике, Трамп продолжает делать ставки на ископаемое топливо, включая нефть и газ. Одобрены новые программы бурения на федеральных землях США, что уже усиливает доминирование Штатов на мировых энергорынках. Агрессивность США снижает поставки энергии в Европу и Азию от других производителей. И уже очевидно, что для России, как одного из крупнейших экспортёров энергоресурсов, это означает, по минимуму, усиление конкуренции.
Одним из заметных процессов 2025-го становится усиление тренда на дедолларизацию. Страны БРИКС активно переходят к расчётам в национальных валютах. Саудовская Аравия ведёт переговоры о продаже нефти за юани. Всё это направлено на снижение зависимости от доллара и повышение финансовой самостоятельности стран. Для России, реализующей курс на дедолларизацию, происходящее подтверждает правильность выбранного направления. Конечно, нужно учитывать, что переход к альтернативным валютам несёт свои вызовы, включая нестабильность на рынках и необходимость всесторонне продуманного валютного регулирования. Но иного пути нет.
США анонсировали масштабные вложения в инфраструктурные проекты: модернизацию авто- и железных дорог, развязок, мостов. Для нас это может служить хорошим примером. Качественная модернизация инфраструктуры нужна для устойчивого экономического роста и укрепления международных позиций. Похоже, наверху это стали лучше понимать.
Нам важно не только следить за внешними экономическими процессами, но и находить возможности для диверсификации своего народного хозяйства, укрепления внутреннего производства и технологической независимости. Перспективы для всех остаются неопределёнными, но ясно одно – мир на глазах меняется, и успех стран в глобальном контексте будет зависеть от их гибкости, дальновидности руководителей, способности адаптироваться к новым условиям.