Переулки, подобные Вадковскому, дают нагляднейшее представление о том, какими темпами развивалась наша столица. Ещё пару веков назад его именовали в обиходе Задний (в значении «последний») – это был крайний переулок перед пересечением Новослободской улицы с Камер-Коллежским Сущёвским валом. Нынче же это Тверской район ЦАО, рядом – Савёловский вокзал с одноимённой станцией метро и гигантская транспортная развязка.
Современное название переулка ещё ждёт своих исследователей. По общепринятой версии, оно произошло от имени некоего домовладельца полковника Егора Васильевича Вадковского. Однако вышедший из Польши в конце XVII столетия род Вадковских хорошо известен, и среди его представителей как минимум до конца столетия XIX не было ни одного Василия. Стало быть, и полковнику Вадковскому взяться неоткуда. Мало того, на старых картах (в частности, в знаменитом Атласе столичного города Москвы А. Хотева) переулок обозначен как Витковский!
На перекрёстке с Тихвинской улицей обязательно обратит на себя внимание каменный двухэтажный особняк в стиле модерн, сооружённый в 1904–1905 годах на участке, приобретённом чаеторговцем, потомственным почётным гражданином Первопрестольной Александром Васильевичем Маркиным.
Автором же проекта здания выступил архитектор Пётр Викентьевич Харко. Начало его профессиональной деятельности как раз и совпало с расцветом московского модерна, который, будучи очень пластичным стилем, давал зодчим возможность самовыражаться. И, как считают исследователи, маркинский дом, украшенный в районе окон качественно прорисованной лепниной в виде кувшинок, гибких стеблей и женских головок с распущенными волосами (подобная «речная» тематика, возможно, напоминает о близости истока реки Неглинной), стал наиболее удачной работой Харко.
Общие размеры здания, надо отметить, небольшие, что объясняется, по всей видимости, отсутствием у А.В. Маркина семьи. Но зато во дворе стоял целый ряд хозяйственных построек: каретный сарай, конюшня, домовая прачечная, дворницкая. Был ещё флигель с четырьмя квартирами, сдававшимися внаём. Таким образом, общая площадь владения в два раза превосходила современный размер участка. А усадебный сад простирался далеко вдоль Тихвинской улицы.
Маркин, вероятно, успел покинуть Россию вскоре после революции, в то время как его дом пребывал бесхозным и подвергся национализации только в 1920-х годах. В 1950‑е годы он перешёл в хозяйственное ведение УпДК – Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ныне – ГлавУпДК при МИД России) и использовался для размещения дипломатических миссий. Одно время здесь «квартировало» посольство Турции, а в настоящий момент находится Апостольская нунциатура Святого престола (представительство государства Ватикан).
Отрадно, что здание хорошо сохранило не только композицию и отделку фасадов, но и планировку с художественным оформлением интерьеров – например, две облицованные мрамором лестницы, богатые лепные карнизы на потолке парадного вестибюля, высокие филёнчатые двери в вестибюле и парадных комнатах и др. Также до сих пор исправно работает оригинальная система вентиляции.
Тем не менее прошедшее время и погодные условия всё же пагубно сказались на внешнем облике дома. Поэтому в 2021 году ГлавУпДК была начата капитальная реставрация фасадов с целью воссоздания их аутентичного облика начала XX века.
Прежде всего бережно расчистили кирпичную кладку от обмазочных и красочных слоёв (в некоторых местах таковых накопилось до семнадцати!), после чего восстановили утраченные части кладки и укрепили повреждённые швы. Привели в надлежащий вид ступени на входных лестницах и деревянные входные двери, а пластиковые окна целиком заменили деревянными.
Полностью обновлены по-своему уникальные элементы декора: карнизы, фронтон, оконные наличники, рустованные пилястры и лопатки и, разумеется, расположенные над окнами первого этажа и вокруг окон второго этажа вышеупомянутые лепные рельефы. Проведены работы по реставрации декоративного ограждения кровли и воссозданию кованых ограждений балконов и террасы.
Особого внимания потребовала реставрация весьма сложного выносного карниза из шпиатра – цинка или цинкового сплава, достаточно широко применявшегося в качестве заменителя бронзы во второй половине XIX – первой трети XX столетия.
Добавим, что реставрация деталей из шпиатра сегодня осложняется практическим отсутствием подходящего материала и утратой навыков работы с ним у современных специалистов. Поэтому реставрация этого элемента потребовала поиска и разработки индивидуального подхода.
Завершающим штрихом по фасадным работам стало возвращение зданию изначального насыщенно-красного цвета, который был выявлен в ходе расчисток.
Конечно же, не была обойдена вниманием и внешняя ограда с воротами вдоль переулка и улицы. Специалисты укрепили её фундамент и кирпичную кладку, восстановили утерянные декоративные фрагменты по её периметру, отреставрировали штукатурный слой и металлические части.
Подчеркнём, что при выполнении абсолютно всех работ по маркинскому дому применялись современные материалы, сохраняющие аутентичность и оригинальность художественной отделки согласно первоначальному архитектурному замыслу.
Таким образом, это доселе малоизвестное здание вернулось к своему первозданному виду и вновь стало настоящим украшением нашего города.