Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Шедевр? Увы, сэр…

01 января 2007

В ПРОКАТЕ: ДВА МНЕНИЯ

Славный Тарантино снял «Бесславных ублюдков»

Эли Рот (сержант Доновитц) и Брэд Питт (лейтенант Рейн) – двое из «ублюдков»Над этим проектом Квентин Тарантино начинал работать ещё до съёмок своей предыдущей ленты «Убить Билла». И сие многое объясняет. Параллелей и перекличек с двумя частями «Билла» в новом фильме можно обнаружить гораздо больше, нежели с реальной историей Второй мировой, к которой он формально отсылает зрителя. Оба сюжета завязываются благодаря несостоявшемуся убийству героини. Тема неминуемой мести становится не столько нервом обеих картин, сколько фабульной бечевой, на которую нанизываются разностильные эпизоды. Наконец, оба фильма – о важнейшем и любимейшем для Тарантино, а также миллионов его поклонников искусстве. Действие «Бесславных ублюдков» тоже «целиком перенесено в Мир Кино», как характеризовал своё предшествующее творение сам режиссёр. На сей раз он как будто бы снова «просто вообразил, что могло бы произойти, если бы этот мир существовал в реальности, и я мог бы отправиться туда со съёмочной группой и сделать фильм Квентина Тарантино о его обитателях».

Но насколько коктейль из старых фильмов, героев, жанров, музыки в случае «Убить Килла» был органичен и пленителен, настолько новое творение смущает… умозрительностью. Уж, казалось бы, кого-кого, а горячего парня, создателя «Бешеных псов» и «Криминального чтива», никак не упрекнёшь в отсутствии темперамента и слабости фактуры. Вот и на сей раз кровь хлещет рекой, один за другим снимаются скальпы, черепа разбиваются бейсбольной битой, – короче, весь репертуар жёсткого мужского кино на первый взгляд налицо. И всем, включая младенцев, понятно, что льётся клюквенный сок пополам с кетчупом, что пули не взаправдашние, а выстрелы никого не убивают. У любого другого вся эта гремучая смесь превратилась бы в чистый трэш – у Тарантино она чётко структурирована. И слишком уж перегружена «киноманским» подтекстом, порядком утяжеляющим интригу, заставляющим повествование пробуксовывать.

Поскольку Тарантино не может рассчитывать, что зрители его, как он сам, провели полжизни в видеотеке, то где-то ближе к середине фильма пускает в дело суперсекретного агента – английского кинокритика, которого должны забросить в тыл к немцам и который должен на пальцах объяснить нам замысел постановщика. На вопрос, знаком ли он с кинематографом Третьего рейха, предшественник Джеймса Бонда бодро рапортует, что доктор Геббельс-де взял курс на разрыв с традициями немецкого интеллектуального кино 20-х годов и на противостояние с Голливудом, собравшим интеллектуальные сливки с Европы, оказавшейся под пятой Гитлера. После чего критика-шпиона отправляют с «миссией невыполнимой» в Париж на премьеру пропагандистского фашистского фильма «Гордость нации». Миссия, понятно, – убить Гитлера.

Собственно, этот просветительский пассаж как нельзя лучше демонстрирует подлинную расстановку сил в «Бесславных ублюдках». Это не только бесстрашный еврейский спецназ с Дикого Запада против белокурых бестий Гансов и Фрицев. Это Голливуд против пропагандистской киномашины Третьего рейха. Это вестерн с его культом героя-индивидуалиста против коллективного «Триумфа воли». Охотник за скальпами против охотника за евреями.

Надо признать, что Тарантино никак не обвинишь в неумении играть стилями. И возглавляемых персонажем Брэда Питта белых еврейских апачей во французских лесах, снимающих с гитлеровцев скальпы, со знанием дела поддерживают персонажи из американских же фильмов нуар 30-х. С непременной роковой красоткой, губящей мужчин почём зря. На мой вкус, Диана Крюгер в роли кинодивы Бриджит фон Хаммерсмарк – вне конкуренции. Эта красавица, вдохновившись образом Маты Хари, умудряется заставить перестрелять друг друга двух знатоков кино (английского и немецкого), убить собственноручно ефрейтора-поклонника, выдержать «индейскую» пытку от проверяющих её на предмет искренности американских друзей и наконец появиться на торжественной премьере с ногой в гипсе, но при этом на каблуках. Жаль девушку – Тарантино пришлось пожертвовать ею для гладкого развития сюжета.

В качестве тактических союзников Голливуда выступают французская мелодрама, комедии союзников и пострадавшее немецкое интеллектуальное кино. За него тут отдувается Георг Вильгельм Пабст. Думаю, диски с его фильмами теперь должны разлетаться как горячие пирожки. («Ой, что вы говорите? Тот самый Пабст, которого в «Бесславных ублюдках» поминают через слово?.. Беру!»)

На стороне гитлеровцев – только строгий пафос Лени Рифеншталь и обильно представленная в фильме Тарантино весьма бездарная пропагандистская картина под названием «Гордость нации» (её «фрагменты» снял, вдохновляясь немеркнущими образцами, один из актёрской команды «ублюдков» Эли Рот).

В итоге конструкция получилась довольно громоздкая: помимо энного количества киножанров – пять глав, четыре языка (английский, немецкий, французкий, итальянский) и как минимум парочка финалов. На мой взгляд, адская машина оказалась явно перегружена. Возможно, это недостатки моего вкуса.

Но всё же проблема в том, что в Эйфелевой – нет, скорее, Вавилонской – башне, сооружённой на студии в Лос-Анджелесе, не нашлось ни одного обитателя, по-настоящему похожего на героя. Наверное, лучшим кандидатом на эту позицию могли бы быть Шошанна Дрейфус (и, конечно, её возлюбленный, погибающий с ней). Её способ мести для киномана идеален. Шошанна вначале превращается в образ мстительницы на плёнке, а затем уж его проекция на экран несёт огненную месть гитлеровцам. Вроде всё замечательно – ещё одна вариация на тему «кино реальнее любой реальности». Вот только комиксовый мир фашистов, созданный режиссёром в фильме, настолько условен, что его уничтожение не выглядит подвигом. Точно так же красива и условна гибель Шошанны. Стилизация перевешивает всё остальное. Шошанна Дрейфус остаётся бледной тенью, имя которой говорит не в пример больше, чем вся роль.

Может быть, бывший бутлегер, а теперь «охотник за скальпами» Альдо Рейн похож на достойного персонажа? В меру кровожаден, в меру забавен и к тому же стопроцентный американский патриот… Его встреча с «охотником за евреями» Гансом Ланде по сюжету фильма заканчивается проигрышем последнего. Финал – комар носа не подточит. Кроме маленькой неувязочки. Брэд Питт как актёр проиграл Кристофу Вальцу всухую. Фактически Вальц сделал Ганса Ланде главным героем фильма, что приз за лучшую мужскую роль в Канне и подтвердил. Он единственный балансирует на той грани, на которой весь шлейф его образов (от детектива до сказочного Лиса) отбрасывает узнаваемую тень в реальность.

Впрочем, возможно, в том разочаровании, которое вызвали столь горячо ожидаемые «Ублюдки», есть ещё одна причина. Одного зачина в духе сказки «однажды в оккупированной фашистами Франции» недостаточно для того, чтобы дистанцироваться напрочь от идеологической нагрузки, которую несёт тема войны с нацизмом. Шутки шутками, но в Германии, например, убрали свастику с постера. Тарантино, думаю, просчитывал идеологическую основу фильма. У вестернов и немецких фильмов времён Гитлера есть по крайней мере одно основание для сравнения: они сделаны для массовой аудитории. Что касается различий, то оно тоже очевидно: за киношным противостоянием «Голливуд против кино доктора Геббельса» просматривается схема «индивидуализм против тоталитаризма». Согласитесь, расклад немного иной, чем в «Убить Билла». Он явно из другого времени заимствован. По крайней мере в отношении Второй мировой точно не работает. Не потому ли «Бесславные ублюдки» не тянут на шедевр?

Жанна ВАСИЛЬЕВА

 

Обсудить в группе Telegram

Жанна Васильева

Редактор отдела «Искусство».... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS