Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Шедевр забвения

01 января 2007

МЕМОРИЯ

Марина КУДИМОВА

В дни скорбной памяти убиенного поэта Пушкина пристало говорить о Пушкине. Например, о том, что без него благодарная Россия, вполне возможно, давно забыла бы стихо­творцев, которых он почтил не просто дружбой, но творческим вниманием. Баратынский и Языков, Вяземский и Дельвиг… Жили бы они хотя  бы в истории литературы, если бы Пушкин не проявил их изображения на, так сказать, общем снимке? Кюхля, далеко не самый яркий поэт пушкинского круга, остался бы в политическом декабристском контексте. А остальные?

Россия чудовищно пробросчива талантами. Наши пространства поглощают свет дара, особенно такого, который сам не лезет на свет, предпочитая тень самоуглубления. Но каждый забытый и полузабытый поэт – не меньше, чем поэт. И каждый озарён пушкинским отблеском. Надо быть Пушкиным, чтобы одно твоё слово о товарище стало залогом его собессмертия.

2 февраля исполнилось бы 70 лет Саше Тихомирову. Александру Борисовичу, как величает его Википедия. Но присутствие в свободной энциклопедии не гарантирует присутствия в литературе. Саша погиб под электричкой на станции Солнечная, не дожив до 40. Родные и близкие, кажется, сделали после его ухода всё возможное. Издана посмертная книга. Евгений Евтушенко не забыл включить скромные шедевры Тихомирова в антологию «Строфы века». Сын Дмитрий снял даже фильм по одноимённой поэме отца – «Зимние каникулы». Фильм прекрасный, тонкий и, кстати, увенчанный несколькими наградами. Но стихи живут в памяти, а не на экране:

Во сыром бору – Отчизне
Вырастал цветок.
Непостижный подвиг жизни
Совершал как мог…

Поэзия остаётся вершинами. Но гору образуют не только напластования породы, а и самые мелкие камушки. Увы, наша национальная мегаломания предпочитает их не замечать. Я сказала: «скромные шедевры». Именно такие стихи писал Тихомиров. Именно так работали его близкие друзья – Сергей Дрофенко, Дмитрий Голубков. Сегодня их помнят только те, кто воспринимает поэта не по количеству премий и орденов, а по сокровенности. В Интернете едва найдёшь по нескольку стихотворений каждого. Но какое слово здесь ключевое – «скромность» или «шедевр»? Первое в сегодняшней тотальной тусовке воспринимается не просто негативно – отвращает и насылает морок глухого равнодушия. Второе представляется не оправданным судьбой авансом. Между тем только в таком сочетании можно осознать и судьбу, и поэтический метод забытых поэтов.

Стихи Тихомирова совершенны. Ещё одно непонятное нынешним «выдвиженцам» слово. Но пушкинская традиция, которой были привержены крупнейшие русские поэты от Лермонтова до Ахмадулиной, – это традиция совершенства: безукоризненности формы и безупречности творческого поведения. Такое сочетание с некоторых пор является критерием «несовременности» и «неактуальности». Лариса Миллер пишет о Тихомирове на своём сайте: «Его стихи несовременны – потому что прозрачны и простодушны, лишены взвинченности, стёба и усталой иронии, столь характерных для сегодняшнего дня, – но своевременны – потому что именно сегодня, когда поводов для радости не так уж много, необходимо срочно научиться испытывать радость беспричинную». Очень точно! Именно своевременность, а не «современность» преображает стихи, из частного высказывания делая их фактом литературы и фактором переживания. Сегодняшние стихи в большинстве лишены внутренней рефлексии, а потому переживать их невозможно. Тем самым они несвоевременны – никому не могут помочь, ничьих душевных ран не могут залечить. А я знаю людей, которых стихи буквально вытаскивали из жизненной ямы. Стихи Саши оставляют тихий, но неизгладимый след в душе:

Ну что ж, себя не переделав,
Кем я родился, тем и стал, –
Хорош и плох до тех пределов,
Которых не переступал...

Стадию забвения проходят все – и чем громче при жизни звучало имя, тем стадия эта глубже. Сегодня Пушкин – может быть, самый забытый «в волненьях новых и мятежных» поэт. Но «воспоминаний чистых, нежных» от этого становится, как ни странно, только больше. Забвение становится стимулом совершенно иного качества прочтения, в своём роде психологическим феноменом, если не шедевром. Тихомиров мечтал:

И Пушкина смогу читать,
Как в молодости мог.

Кажется, такое время приближается.  Не пропустить бы!

Обсудить в группе Telegram

Марина Кудимова

Марина Владимировна Кудимова (род. 25 февр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS