Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Шекспир, Сумароков, Пушкин

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Захаров Н.В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. – 320 с.

Тема «Шекспир и русская литература» имеет свою большую историю, написаны книги, статьи, диссертации. Но там, где, казалось бы, почти всё за два века сказано и трудно добавить что-нибудь существенное, Н. Захарову удалось сделать (причём не на основе умозрительных заключений, а путём анализа привлечённого им огромного эмпирического материала) такие выводы, которые вполне справедливо можно назвать новым шагом вперёд, новым взглядом на столь важную проблему. Автор принадлежит к научной школе тезаурусного анализа мировой культуры (с центром школы в Московском гуманитарном университете). Использование тезаурусного подхода определило новизну работы.

Ключевой момент в концепции Захарова – наделение понятий, употреблявшихся как синонимы, – культ Шекспира, шекспиризация, шекспиризм – такими содержательными характеристиками, что они получили терминологическую определённость, более того, составили определённую систему, с помощью которой можно понять исторический путь Шекспира и в русской, и в зарубежных литературах. При этом оказалось, что культ Шекспира – в большей мере социологическое и социально-психологическое понятие, означающее доходящее до преклонения восторженное отношение к великому драматургу, формирование существенной культурной константы в национальных культурных тезаурусах. В шекспиризации исследователь видит уже собственно филологическое явление, подтверждаемое текстами, другими конкретными литературными фактами. Она заключается в переходе от преклонения перед величием гения к широкому использованию в современной литературе (речь идёт о современности для писателя, вовлечённого в шекспиризацию) образа Шекспира, персонажей его произведений, его сюжетов, способов построения произведения, шире – шекспировской поэтики, а также прямых или косвенных цитат, аллюзий.

Наконец, шекспиризм исследователь определяет как овладение шекспировским мировидением. Здесь речь идёт об овладении шекспировским масштабом, о понимании человека в ренессансных традициях титанизма, об истории как реализации подспудного могучего течения времени, мира как небезразличного спутника человечества. В книге прослежен путь становления шекспиризма от его первых проблесков у А.П. Сумарокова, открывшего Шекспира для русского читателя, до самой вершины – творчества А.С. Пушкина, чьи произведения (прежде всего «Борис Годунов» и «Анджело») рассмотрены в этом ключе тонко и глубоко. Тезаурусный подход открыл проблему русских зарубежных писателей (и зарубежных русских писателей), показав, что некоторым великим писателям удаётся так глубоко укорениться в иноязычной, совсем другой культуре, что их можно назвать и представителями этой культуры.

Вл. ЛУКОВ

Обсудить в группе Telegram

Вл. Луков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Святой треугольник

    15.05.2025
  • Трудные роды

    14.05.2025
  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS