«Кино-фот». – М.: Фонд «Русский авангард», 2010
Фонд «Русский авангард», учреждённый и возглавляемый членом Федерального собрания Сергеем Гордеевым и ведущий, кроме всего прочего, активную издательскую деятельность (правда, посвящённую в первую очередь истории боевых страниц советской архитектуры 20–30-х годов прошлого столетия), начал новую репринтную серию. Открыл программу «Изданий авангарда» журнал «Кино-фот», являющийся настоящим памятником: журнальному делу, киномысли, эпохе, её творцам…
Раскрываем сразу же радующий глаз своим точным созвучием содержимому и плюс к тому столь приятный на ощупь «оригинальный гофрофутляр». Внутри – несколько не слишком объёмных журнальных книжек.
На обложке первого номера – «натурщик Комаров» (пионеры молодой советской кинематографии из студии Льва Кулешова принципиально именовали себя именно так, а ни в коем случае не артистами).
На обложках второго и третьего – Чарли Чаплин, неподражаемый Шарло. А № 3 так вообще посвящён ему, «нашему первому учителю».
Следующий украшен фотопортретом Владимира Маяковского в облике Ивана Нова, героя фильмы «Не для денег родившийся» – в дорогом костюме, в цилиндре, прикасающимся пальцем к человеческому черепу. Образ своеобразного нового Гамлета, надо сказать, довольно резко диссонирует с помещённым внутри журнала мини-эссе поэта, где тот называет кино «разрушителем эстетики» и призывает коммунизм отобрать его «у спекулятивных поводырей», то бишь капиталистов и «ловких предпринимателей».
С обложки номера пятого на нас смотрит Томас Алва Эдисон (в «монтаже Родченко», который вместе с Варварой Степановой отвечали за оформительскую часть журнала) – в этом выпуске с фактами, цифрами и схемами в руках доходчиво разъясняется, кто же всё-таки изобрёл кинематографию. Отнюдь не бр. Люмьер – «мы отцом ея должны считать Эдисона».
Наконец, № 7 предваряется двумя – графическим и фотографическим – изображениями Алексея Гана. Этот номер вышел 88 лет спустя, он представляет собой современный постскриптум – мемориальное приложение к уникальному репринтному изданию, посвящённое фигуре редактора-издателя журнала «Кино-фот». Имя Гана знакомо сегодня разве что узкому числу специалистов по периоду бури и натиска отечественного искусства начала 1920-х. А в те годы это была личность, хорошо известная благодаря главным образом кипучей энергии, свойственной его натуре. Он стоял у истоков не одной творческой группы и художественного объединения, занимался режиссурой массовых действ, снимал кино разных форм и жанров (как совместно со своей женой – будущей знаменитой документалисткой Эсфирью Шуб, так и самостоятельно), создавал и проповедовал радикально хлёсткие эстетические теории (книга под названием «Конструктивизм» – первая в своём роде, – изданная в 1922 году в Твери, принадлежит именно ему). Ган занимался дизайном, архитектурой, ну и, естественно, журналистикой.
Трудно удержаться от желания обильно процитировать одну из его непременных передовиц «Кино-фота» – уж больно красноречиво она говорит и о редакторе, и о его детище:
«Мы знаем, что наши товарищи нас не слышат.
Мы знаем, что граждане, в среде которых мы живём, нас не любят.
Но мы прямо и неколебимо идём к делу. <…>
Что сделают киножурналы в руках киностарьёвщиков, киноподагриков и киноспекулянтов?
Они замутят и без того грязные воды дряхлого кинематографа и потопчат свежие всходы на молодой ниве нашей кинематографии.
Товарищи, стройтесь.
Наступает час нового боя.
Нужен удар».
Товарищи, построившиеся под предводительством зажигательного Гана – а среди них были, в частности, двое главных творцов тогдашнего, по сути, зарождающегося в РСФСР киноавангарда, упомянутый Кулешов и Дзига Вертов, – смогли нанести лишь шесть «ударов» (и хотя журнал был объявлен еженедельным, на шесть выпусков ушло почти полгода). Причина столь не интенсивной боевитости также читается изнутри. Издание не являлось ничьим органом и было, судя по всему, частным предприятием. Следовательно, нуждалось в рекламе. А её туда давали почти исключительно кинотеатры и прокатные фирмы – и от номера к номеру всё большее количество полос заполнялось объявлениями типа «Открыт первоклассный кинотеатр «Ша-Нуар». Тверская, угол Страстной площади, д. 46. Роскошное фойе, новый двухсветный зрительный зал, комфортабельные ложи. Лучшая программа из мировых боевиков». Или – «Т-вом «Елин-Задорожный и КО» приобретена монопольно на всю Россию – мировая фильма – грандиознейшая постановка – исключительный успех в Европе – «Граф Калиостро». Костюмы, корсеты, мебель, парики, подленики (sic! – А.В.) из архива Австрийского Королевского двора. Запись открыта. Продажа на районы».
И, несмотря на всю прихотливую игру шрифтами и кеглями, на «принципиальные графические идеи» Алексея Гана (которые, как пишет автор основной – дельной, хотя и не лишённой ряда неточностей – статьи 7-го номера «Кино-фота» Александр Лаврентьев, «и определяют его вклад как дизайнера в мировую историю профессии»), становится совершенно очевидно, что одновременно бороться с чем-либо и пытаться заработать на этом же самом – дело обречённое.
И это, может быть, один из главных уроков, который мы сегодня имеем возможность вынести из переиздания – выполненного, что необходимо отметить, на высочайшем полиграфическом уровне, – одного из самых своеобычных ранних советских журналов о кино.