В числе триумфаторов завершившегося в минувшие выходные очередного ММКФ оказалось сразу несколько кинокартин из государств бывшего соцлагеря, возвращающих зрителя в мрачные, по мнению их создателей, времена. В эпоху существования под пятой Советского Союза.
Кто бы спорил – десятилетия эти для стран народной демократии выдались непростыми и достаточно богатыми на разного рода драматические коллизии, которые, понятное дело, призывно манят к себе многих восточноевропейских сценаристов и режиссёров. И не наше дело, разумеется, указывать соседям, на какие темы им сегодня снимать кино. (Хотя, с другой стороны, было бы крайне интересно увидеть наряду с польским фильмом о катынской трагедии также правдивую, объективную кинобиографию маршала Пилсудского; или, скажем, чешскую ленту, повествующую наконец не о событиях Пражской весны, а о предшествующей ей четверть века назад «осени» протектората Богемии и Моравии, на ударной работе промышленных предприятий которого во многом зиждились военные успехи Третьего рейха). Право слово, когда в конкурс московского смотра включаются не одно и даже не два произведения, посвящённые ужасам послевоенного периода, когда экранные высказывания, бичующие советских «оккупантов», становятся своего рода фестивальным брендом, когда при просмотре целого ряда фильмов возникает устойчивое ощущение, что при нацистской оккупации нашим братьям-славянам жилось не в пример лучше, нежели в «социалистическом аду», – всё это не может не рождать чувства по меньшей мере недоумения. Крепнущего по мере того, как объявляются итоговые результаты, дающие нашему киносообществу в очередной раз с гордостью продемонстрировать собственную отчаянную толерантность и поистине чемпионскую политкорректность. Тем более что величайше осенена данная демонстрация снисходительной улыбкой президента фестиваля и вообще нашего кинематографического «всего» Н.С. Михалкова.
Безбрежную широту своих историко-политических воззрений мы в последнее время демонстрировали не единожды. Последний Московский международный расширил её, кажется, до размеров грандиозного IMAX-экрана. Но это всё же не совсем тот случай, когда стоит вспоминать Достоевского с его хрестоматийным «надо бы сузить». Лучше в данном случае ждать ответной широты взглядов от кинематографистов из Восточной Европы, например. Не говоря уже о наших доморощенных киноотборщиках…