Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Шизофрения, как и было сказано

01 января 2007

Из истории болезни: весеннее обострение – 2007

Михаил ЛАРИЧЕВПравозащитная общественность взволнована. Пришла весна, у творцов великого и прекрасного зачесались права человека и экзистенциональные свободы. Когда сезонный зуд, одолевший мастеров перформанса и концептуализма, стал нестерпим, перед ними в очередной раз распахнул свои гостеприимные двери Сахаровский центр. В итоге получилось нечто запретное. Если не изменяет память – «Запретное искусство – 2006».

ВРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Сезонное обострение свободы творчества и самовыражения некоторой части россиян уже не в первый раз находит поддержку у руководства правозащитного движения. В том же Сахаровском центре несколько лет назад, если помните, произошёл скандал, связанный с экспозицией «Осторожно, религия!». В результате устроители по решению суда, нашедшего в их действиях оскорбление чувств верующих, отделались штрафом и разбитыми стендами. Суду же предстоит дать уголовно-правовую оценку деятельности организаторов и новой антихристианской провокации, а вот эстетическая и психиатрическая (!) оценка «запретного искусства» недавно сделана была.
9 апреля в Малом зале ЦДЛ состоялся круглый стол, посвящённый «правозащитному искусству». Созванный по инициативе политической партии «Справедливая Россия» круглый стол собрал депутатов Госдумы, деятелей литературы и искусства, лидеров молодёжных православных организаций и, что оказалось очень кстати, представителей клинической психиатрии.
Именно из уст психиатра-практика Ирины Медведевой и прозвучала весьма любопытная характеристика подобного «искусства» как проявления тяжкого психического расстройства, известного медицине под именем «гибоидная психопатия». «Творениями», соприродными выставленным в Сахаровском центре, как правило, украшают международные конгрессы психиатров. В клинической практике это давно уже называется «шизофренической продукцией» и попросту подшивается к истории болезни.
И тут в голову закрадывается одна весьма нехорошая мысль: так, может, и сами устроители выставки сочли правозащитное движение в России своего рода социально-психическим заболеванием, поэтому и решили проиллюстрировать это таким наглядным образом?

ЛОНДОНСКИЙ КУРСИВ

Однако унылый набор кощунственных ляпов, предъявленный городу и миру накануне православной Пасхи (сами понимаете, случайное совпадение), «традиционно» содержавший надругательства над распятием и православными иконами, на сей раз пополнился и откровенно русофобскими лозунгами. Особый интерес у меня вызвала группа плакатов «Слава России!», где на фоне этой надписи возникали: женщина, собирающая бутылки; сутенёр с малолетней проституткой; Сталин с медведем, справляющие малую нужду на карту СССР, и т.п.
Думаю, финансовых проблем с выплатой штрафов у «искусствоведов-правозащитников» и на этот раз не будет. Чувствуются и тёплое дыхание в спину, и одобрительный гул международной общественности. Но с фантазией, увы, уже ничего поделать не могу – и представляется мне совсем другая выставка. Например, в одной из центральных галерей города Лондона. И тоже, знаете ли, группа плакатов – только уже «Слава Великобритании!». И на первом: принц Гарри в нацистской форме (что поделаешь, любит щегольнуть юноша на вечеринках). На втором, допустим, – английский танк, расстрелянный американским штурмовиком в Ираке (вроде как обознались союзники), на третьем – англиканский священник, венчающий зоофила с любимой собачкой (прогресс-то на месте не стоит, гомосексуальным браком уже никого не удивишь), ну и так далее – воображение подскажет.
Как вы думаете, долго ли проработает эта ультрасовременная и наинезависимейшая экспозиция в самом сердце свободного мира? И что сделают кураторы чужих свобод с неумеренными адептами своей собственной? Повесить, как Саддама, конечно, не повесят, но мало наверняка не покажется.

ПОСЛЕЧЕЛОВЕКИ

Можно взглянуть на это и с другой стороны. Как известно, для собачек Павлова важнейшим из искусств является иллюминация. Лампочка загорелась – началось обильное выделение слюны. Как вы думаете, способны ли собачки Павлова к творчеству? Ответ очевиден. Общество, низведшее человека до уровня собачек Павлова, даже к самовоспроизводству неспособно (см. книгу бывшего советника президентов США Никсона и Рейгана П. Бьюккенена «Смерть Запада»). Цивилизация, в недавнем прошлом разделившая человечество на «сверхчеловеков» (люди Запада) и «недочеловеков» (все остальные), буквально у нас на глазах превращается в унылое сообщество послечеловеков. И вот тут на сцене истории появляется целая армия посредников в белых халатах («Клиническими испытаниями доказано…») и полосатых пиджаках («Классики отечественного концептуализма и постмодернизма…»). Роль первой сигнальной системы берёт на себя телевидение вкупе с другими массмедиа, и начинается…
Собачек Павлова учат «правильно» питаться, «правильно» размножаться, «правильно» проводить культурный досуг. Расфасовщики гуманитарного «вискаса» усердно отрабатывают свой собственный хлеб с маслом, объясняя умилённым потребителям, почему сосулька из человеческой мочи является вершиной современного искусства, а деньги, потраченные Министерством культуры на её показ, – «правильно» израсходованные деньги налогоплательщиков. Это и есть долгожданное торжество интеллектуальной и нравственной черни, которая, по слову Блока, стоит между поэтом и народом и обретает самоценное бытие лишь в одном – в «искусстве интерпретации». Кто-то же должен маскировать ситуацию «голого короля», характерную для современного западного и российского прозападного искусства.
Однако ежели «король» не в силу неведения, а демонстративно расхаживает «голым» по улицам и телеэкранам, то это уже называется тяжёлой формой эксгибиционизма и влечёт за собой соответствующие административные меры. В нормальном обществе. Нам же, пережившим в 90-е годы минувшего века острое воспаление правозащитной деятельности, по-видимому, остаётся только надеяться, что нет-нет да и собьётся настройка в телеэфире и «полосатый интерпретатор», к собственному ужасу, выдаст: «Многолетними клиническими наблюдениями подтверждено – так называемое современное искусство опасно для вашего психического здоровья».
Именно такая формулировка и нашла своё место в итоговом документе, принятом участниками круглого стола по поводу выставок в Сахаровском центре и адресованном депутатам Государственной Думы с просьбой законодательной защиты национальных святынь. И с пожеланием улучшения качества психиатрической помощи населению.

Алексей ШОРОХОВ

Пусть читателя не удивляет, что мы вновь обращаемся к выставке «Запретное искусство». Явление, поскольку оно существует, должно быть подвергнуто всестороннему анализу. Богословский (и по-простому человеческий) взгляд на проблему был представлен кратким монологом диакона Андрея Кураева в нашей публикации «Мы к вам на выставку – вы к нам на огонёк!» (‹ 14 с.г.). Добавить к нему, казалось, было нечего, однако мы не учли, что существует медицина, которая вправе иметь свою точку зрения на состояние здоровья кураторов выставки и её авторов. Поразивший «мастеров современного искусства» недуг не кажется нам неизлечимым – в противном случае мы не стали бы тратить силы на вразумление. Но… диагноз поставлен, прислушаться к нему или нет – воля болящего. Мы – сама доброжелательность. И в доказательство нашей искренности поздравляем героев материала с прошедшим недавно Днём музеев. Будьте здоровы!

«ЛГ»

Обсудить в группе Telegram

Алексей Шорохов

Алексей Алексеевич Шорохов — современный русск... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS