Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2023 г.
Культура Телеведение

Шкала ценностей

В память о режиссёре Вадиме Абдрашитове на ОТР показали его «Поворот»

24 марта 2023

И режиссёр Абдрашитов, и сценарист Александр Миндадзе, и исполнители главных ролей рождены в сороковые годы ХХ столетия. Поколение детей отцов-победителей, познавших в детстве истинное равенство, но и материальные трудности, рассказывает о себе в том далёком 1978 году, когда создавался фильм. Миндадзе позднее в своих «взрослых» заметках напишет, что в этом уникальном обществе «основными были духовные ориентиры и идеалы». И ещё он, кстати самый младший по возрасту, говорит: «Мы были абсолютно одинаковы, в одной упряжке мчались общей непростой дорогой».

Непридуманной была дружба народов, ярчайшим примером которой явился этот фильм, когда Абдрашитов с татарскими корнями и Миндадзе с грузинскими безошибочно создают образ героя с типично русско-советским характером. Главный герой не пускается во все тяжкие, чтобы не сесть в тюрьму за автоаварию, но, чтобы чувство вины не терзало его душу, он готов нести свой крест. Славный дуэт Абдрашитов – Миндадзе создаст 11 уникальных по талантливости фильмов.

Вкратце о сюжете: весьма обеспеченные молодожёны возвращаются после круиза на собственном новеньком «жигулёнке». За рулём – главный герой Виктор Веденееев (Олег Янковский), 35-летний кандидат наук, собирающийся защищать уже докторскую диссертацию. Жена Наташа (Ирина Купченко) мудра, как может быть мудрой женщина, не контролирующая каждый шаг своего супруга, доверяющая ему и уважающая его всецело. На одном из поворотов перед Москвой в кромешной темноте Веденеев наезжает на пожилую женщину, которая через сутки умирает в больнице. Следователь говорит, что Веденееву грозит срок.

И рефреном звучат слова: «Надо что-то делать!» Виктор понимает, что у старушки плохое зрение, но в больнице, в которой скончалась потерпевшая, ничего не знают о её жалобах на зрение. Молодая пара идёт к её родственникам. Детей у неё много: взрослые, ершистые сыновья и дочь. Мысли, чтобы как-то откупиться, у Виктора нет (не принято это в 1978 году), и чета просит сыновей прояснить вопрос со зрением их матери. Нелёгкий разговор умно и тактично ведёт Наташа, но сыновья грубо её обрывают и советуют идти восвояси. Затем они навещают отдельно дочь старушки, которая, по их мнению, жалостлива. Наташа накануне посещения придумывает новый ход, не посвящая мужа о его истинности, что у них будет ребёнок. Она заодно проверяет искренность Виктора, и он не обманывает её надежд, поздравляя со свершившимся. Дочь потерпевшей даёт чете адрес ещё одного сына старушки – Костика (Анатолий Солоницын), который точно может подтвердить слепоту матери.

Виктор и Наташа устраивают вальяжному Костику шикарный ужин в фешенебельном ресторане. И мы зрим ещё более тяжёлую сцену, испытываем чувства стыда, призрачной надежды, чередующиеся с омерзением. Молодожёны демонстрируют весёлость, звучит без конца их наигранный смех, а Костик хамит.

– Поите, кормите меня, а я возьму да и скажу, что зрение единица.

Он плотоядно оглядывает голые плечи Наташи и приглашает её на танец. Виктор видит, как грубые лапы Костика охватывают нежную спину жены, но ему ничего не остаётся, как продолжать игру. Он пьёт водку и свирепеет. Когда Наташа и Костик возвращаются, тяжело дыша, после быстрого танца, Виктор спрашивает жену:

– Не вредно ли тебе в твоём положении такие прыжки?

Наташа не сразу понимает, в чём вопрос, и Виктор догадывается об обмане относительно её беременности. Ему тяжело в эту ночь. Следуя рефрену «что-то надо делать», можно и душу, и совесть потерять. А тюрьма? Ну что ж, она как ещё одно испытание, и его непременно надо достойно преодолеть. Тонкая игра Олега Янковского позволяет даже неподготовленному зрителю понять движение души героя. Вина и наказание для советского человека не менее экзистенциальны (сущностны), чем для Раскольникова у Достоевского.

И хотя адвокат (Олег Анофриев) находит очки старушки, то есть для Виктора забрезжил свет в конце тоннеля, однако он навещает своего научного руководителя и просит отложить защиту докторской диссертации.

– Я собираюсь в тюрьму, – говорит он без всякого пафоса.

– Надо что-то предпринять, – вновь прежний рефрен теперь от руководителя, которому не хочется терять умного ученика и последователя.

– Всё, что положено предпринять, сделано.

И чётко понимаешь, что Виктор устал шестерить, кого-то уговаривать, ублажать.

Суд признаёт его невиновным. Виктор с Наташей идут по солнечной Москве и глазами ищут телефонную будку. Она звонит научному руководителю и радостно сообщает, что всё закончилось хорошо. А у Виктора в глазах неизъяснимая усталость и возникает вопрос: «А всё ли будет у них с Наташей хорошо?» Ведь перенесённые мужем и женой испытания не сближали, а разъединяли их.

И этот великолепный драматичный сценарий с тонким знанием жизни написан Миндадзе, 29-летним молодым человеком. И мне приятно сознавать, как замечательны были советские учителя в школах и вузах, как замечательны результаты русской литературы, правильно доведённой до ума и сердец школьников, как прекрасны традиции совести и чести. Нам, вышедшим из сороковых годов, грустно сознавать боль и правоту Александра Миндадзе: «Сплочённость, общая шкала ценностей, совесть, понимание, что хорошо, а что плохо, – это было очень важно и тоже, естественно, исчезло», – написал он недавно.

Олег Янковский, Ирина Купченко и Анатолий Солоницын

И впору писать трактат на тему: «Как и почему разошлись пути Миндадзе и, например, Кикабидзе?» Первый воплощал совесть и честь, а второй следовал психотипу Костика, которому вечно чего-то не хватало: то туалетной бумаги, то колбасы, то западных ресторанов. Но вторые удивительным образом победили первых. И это тема для новых фильмов. Однако на киношном горизонте не видно сценаристов и режиссёров, способных и желающих её раскрыть. Так и будет торжествовать идеология костиков?

Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Привык к Товстоногову

    07.06.2025
  • Сибирский ковчег. Спасти и сохранить – Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета.

    06.06.2025
  • В 1945-м о хорах думали всерьёз

    06.06.2025
  • «Шум времени» Дмитрия Шостаковича

    05.06.2025
  • Это не «Финал». Это конец

    04.06.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS