Само время востребовало истинного летописца, чтобы сделать имена гостей Кавминвод достоянием истории. Жребий пал на пятигорского писателя Владимира Шатакишвили.
Получив редкую возможность знать, видеть и слышать именитых гостей и земляков, он щедро делится этой радостью с читателями и представляет на страницах книг целый форум знаменитостей в одном месте, в один час, тонко подмечая их бессмертные приговоры-афоризмы, их шарм и дерзкие оценки. Не будь его воспоминаний, кто бы знал об извержении острот поэта Михаила Танича или о первых шагах в кисловодском кооперативе будущего олигарха Романа Абрамовича... – Моя шкатулка – не малахитовая, не палехская и не хохломская, – признаётся автор. – Это книга о колоритных современниках, это память души и сердца с вечной благодарностью за незабываемые встречи, которые оставили яркий след в жизни.
Если мысленно «проанкетировать» воспоминания Владимира Шатакишвили, то получится удивительная летопись с точными датами и адресами. Профессия – писатели, музыканты, учёные, строители, спортсмены… Национальность – русские, грузины, украинцы, армяне, греки… Имена – почётные граждане Пятигорска Сергей Михалков и Генрих Боровик, именитые гости курортов – братья Вайнеры, Ян Френкель, Виктор Мануйлов, известные земляки – искусствовед Борис Розенфельд, «гроссмейстер общепита» Николай Лобжанидзе, доктор Ираклий Топурия… Разумеется, важно и самому обладать особым даром, чтобы вызвать таких собеседников на откровенность. Пятигорскому писателю это удаётся, не зря он считается в компаниях признанным тамадой.
Уместно напомнить хотя бы один эпизод, когда в Пятигорске встречали известного детского писателя Анатолия Алексина перед его отъездом в Израиль. Друзья решили подготовить для него сюрприз – свидание с полюбившимся ему первым корпусом санатория «Ласточка» после долгого перерыва. Договорились с главным врачом. В аэропорт Минвод отправились на микроавтобусе с зашторенными окнами.
Дорога к знаменитой здравнице – отдельная, охраняемый въезд, шлагбаум… Выходим из машины. Анатолий Георгиевич осматривается: «Что-то знакомое место. Куда я попал?» А когда понял, где находится, расчувствовался, даже прослезился. Эти слёзы дорогого стоят. Мы достигли чего хотели – преподнесли сюрприз гостю. Всех героев его книг, разбросанных по миру, не перечислить. Одни в Москве, другие в Грузии или иных республиках ближнего зарубежья, третьи в Израиле, а большинство – на Кавминводах. Дружба с ними не прерывается, оставаясь – по определению Михаила Светлова – «понятием круглосуточным». Золотые россыпи выдающихся соотечественников о недавнем советском прошлом и лихих 90-х перемежаются байками и анекдотами. Наблюдательный Владимир Шатакишвили мобилизовал неисчислимую армию читателей, которым дорог каждый миг нашей бренной жизни. На страницах книжной шкатулки предстаёт и незримый образ южной столицы здоровья, где пересекались многие маршруты великих сынов России.
Годы безжалостны и стремительны. Они могут разгладить морщины земли, но останется память сердца, неподвластная времени. У Владимира Шатакишвили юбилей. Какие-то первые 70 лет, обещающие, а точнее – обязывающие автора пополнить творческую копилку колоритных современников, воскрешающих нетленную память о событиях, которыми нас одаривает судьба.