Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Школа на пенсии

01 января 2007

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

Васил ПОПОВ (1930–1980)

Школьники вырвались во двор с криками, и оконные стёкла задрожали. Полетели снежки, дети, крики. Учитель Златанов грелся у печки, Робов курил у окна и рассеянно посматривал на улицу из-под набрякших век. Горбанова писала в журнал, занося отсутствующих. Всё было на своих местах – свет в маленьком вертящемся земном глобусе, карты, чучело ястреба, коробка с мелом, на месте были и школьные запахи – мела и чёрной доски, чернил и бумаги, мокрой тряпки, горящей печки, детской одежды и растаявшего снега.

Димов вышел наружу. На дворе всё стихло, дети исчезли. На снегу не было заметно следов, да и на стенах не красовались отметины от разбитых снежков. Школа, возвышавшаяся только на три этажа, с неухоженным двором, застыла в одной, слишком долгой, перемене. Там, рядом с дверью, Димов приостановился, чтобы ещё раз увидеть пожелтевшие некрологи двух учителей. Фотография Златанова вышла немного нечёткой, зато Робов получился похожим – с такими же набрякшими веками, полными щеками и чёрными, как в молодости, волосами.

Димов вышел со двора, чтобы оставить на снегу следы. Они оказывались одинаковыми в мокром, легко поддающемся и похрустывающем под ногами снегу, устилавшем землю. Димов сгрёб его в горсть, и снег обжёг руку. Он слепил ком и запустил в стену школы. На девятом снежке устал, но на фасаде уже красовалось девять следов, которые скоро растают, снег-то подтаявший.

На крутой дороге где-то ниже школы прогудел автобус. Димов находился к нему спиной, но знал, что там девять детей из села, потому что сегодня понедельник. Они отправлялись каждый понедельник в Корию и со следующим рейсом возвращались в субботу к родным. Автобус отошёл быстро, Димов обернулся и взглянул на тропинку, по которой каждое утро проходили сто восемьдесят детей и к обеду возвращались обратно, торопясь домой. По этой тропинке ходили селяне, чтобы посмотреть концерт в большом школьном зале, и по ней же шли назад, возбуждённые и уставшие, угнетённые или развеселившиеся зрелищем. Сейчас тропинка покрыта слоем снега.

После того, как отметил отсутствие ста восьмидесяти детей и двадцати учителей, Димов остановился перед окном своей комнаты. Не видя внутри людей, различал в стекле себя, с пожелтевшим лицом и поседевшими волосами. Он надел шапку, и седина скрылась, зато глаза стали заметнее.

– Все отсутствуют, – сказал он.

Отражение усмехнулось.

– И парты отсутствуют, товарищ директор, – сказало отражение, – их вынесли и вывезли грузовиками. И поставили длинные крашеные столы. Отвезли их в Корию, где сейчас школа.

– Школа? – переспросил тот, не расслышав. – А сейчас что осталось в классах?

– Ничего, – ответило отражение. – Только внизу, в столовой, за сундуком лежит глобус.

– Знаю, – сказал Димов. – Помню, однажды там как раз отклеилась Австралия. Я её дорисовал. Заберу глобус домой. Континенты на месте, реки на месте и океаны тоже. Может быть, я его ещё кому-нибудь покажу. Если Австралия опять отклеится, я её снова нарисую. Я всегда могу нарисовать один континент.

– А звонок здесь, – сказало отражение.

– Знаю, – кивнул головой Димов.

Он тронулся вслед за отражением и вошёл в пустую школу. В столовой его ждал целый земной шар, Димов поднял его и отряхнул от пыли. Австралия, некогда дорисованная им, никуда со своего места не делась. И континенты находились на своих местах, и реки, и океаны. Он завертел глобус, они понеслись и слились в одно – суша и вода, моря и горы. Димов остановил земной круговорот и в кофейного цвета углублении на Балканах увидел своё село с построенной когда-то добровольным трудом школой. Когда он её увидел, всё вернулось.

– Вторые и третьи классы должны выйти во двор и построиться, – произнёс он, и его голос, отразившись от стен, полетел, отяжелевший, наверх.

Классы не выходили и не строились, а Димов продолжал подниматься по лестнице. Остановился перед дверью второго класса.

Внутри было тихо. Перемена закончилась, и ученицы ждали, когда начнётся урок географии. Димов усмехнулся, схватился за холодную ручку двери, но не открыл её. Пошёл, довольный, дальше по коридору, держа в руке глобус.

И перед следующей дверью не остановился – прошёл мимо, как проходил много раз, одним мимолётным взглядом, проникающим через неё, наученный видеть и знать всё, что творится внутри. И сейчас кинул тот всевидящий и всезнающий взгляд и отошёл. Остановился перед маленькой дверцей дымохода. Поискал на ощупь внутри, в мягкой старой саже. Нашарил рукоятку и освободил звонок. Обтёр его от сажи и стремительно вышел из коридора.

Оконное стекло в коридоре было разбито, и когда Димов дошёл до него, то не смог увидеть своё отражение. Видел отражение своего села, отражения домов, накладывающиеся одно на другое, изображения холмов, и над ними белый, вечный образ Балкан. Тогда Димов услышал, как прозвенел призвавший его звонок.

По дороге, тянущейся мимо оврага, проехали телеги, гружённые дровами. Йордан Брыснаря остановил коней, прислушался и кликнул Юрдека, ведшего переднюю телегу:

– Эй, Юрдек!
Юрдек натянул поводья:
– Что там, Йордан?
– Слышишь, звонок?
Юрдек прислушался.
– Я его слышу. Но откуда идёт звон?
– От школы, – ответил Йордан Брыснаря.

– От школы ли? Ты не перепутал? Кто может звонить в школе? Её же закрыли, не так ли?

Кони тяжело дышали и вертели мордами, потными от тяжёлой работы, иногда поглядывали назад.

– Я точно тебе говорю, что из школы, но не в этом дело, – сказал Йордан Брыснаря. – Посмотри на коней: и они оглядываются назад. Я знаю этот звонок, Юрдек.

– Хм, – сказал Юрдек и почесал голову рукояткой хлыста. – А не открыли ли нашу школу снова, Йордан?

– Слушай, Юрдек, – сказал Йордан, – давай быстро отвезём дрова на хозяйственный двор и сразу вернёмся, проверим, почему звенел школьный звонок.

И они погнали коней по дороге.

И бабка Велика услышала звонок тут же, как только открыла соседские ворота. Дед Димитр Столетник вышел в очках и старой шапке. Бабка схватила его за ухо и прокричала, приблизив губы:
– Звонит звонок, дед Димитр!
Столетник услышал эхо звона, ворвавшееся в его мысли, хотя в его ухе было много школ, звона и мыслей.
– Какой звон, говоришь?
Та снова его ухватила за ухо:
– Школьный, какой! Школа закрыта, но сейчас май, вдруг возьмут да откроют?
– Да вряд ли, – удивился дед Димитр. – Зачем её тогда закрывали?
Бабка Велика махнула рукой и отпустила дедово ухо. Когда они вышли наружу, то увидели на дороге нескольких прислушивающихся к звону стариков.

– Пойдём к школе, – сказал один из них. – Если звонят, значит, есть причина.
– Идём, – поддержал второй. – Может, что-то важное случилось, раз звонят.
И они пошли к школе. Бабка Велика отправилась с ними. И из Барагана подтянулся народ. Только дед Димитр остался на солнце у ворот и слушал. В его ушах звонок звенел как огромный тяжёлый колокол. Почему били в колокол?

Дончо ЦОНЧЕВ

Берёзка

В щель одной огромной скалы упало семя. Оно нашло там влагу и покой. Проросло корнями. Вверх щели потянулся стебель. Сейчас это семя – целая берёзка. С ветвями, листьями и всем остальным, что требуется хорошеньким маленьким берёзкам. Странно выглядит эта скала, из чьей гранитной груди выглядывает тоненькое и растрёпанное деревце. Моя тропинка проходит мимо неё. Каждый вечер, когда спускаюсь к баракам и вижу её, мне нравится думать о тех больших корявых сердцах мужчин, в которых угнездились коренья тонких беспомощных берёзок.

Я сказал – беспомощных?

А вы попробуйте их вырвать.

Ветра

Дуют на восток, запад, север и юг. И между этими направлениями. Дуют вверх по склону и вниз, в низинах. Свирепые, тихие, ледяные, тёплые. Гонят ветра в деревьях сок, внутри нас – чувства и кровь.

По ним моряки направляют свои паруса.

Поэты завидуют их свободе.

Слабые, жалкие и безвольные прислушиваются и скрываются… Смерть и мёртвые листья укладываются вблизи тротуара.

Только люди, унесённые ветром, знают, что и здесь нет никакой свободы. Никакой свободы. Для них фраза «капризный ветер» только одно из многих тысяч красивых выражений. Потому что ветра дуют с точно определённой силой. По причине строго определённой температуры, влажности и морфологии ландшафта. И из-за многих других непоэтичных причин.

Воды

В начале, пока они быстры, как кристалл (потому что такими рождены), они сумасшедше бурлят, обрушиваются на берега, обшаривают всё вокруг, пенятся и громогласно бормочут. Они так спешат, что небо не успевает посмотреться в них. Каждая пядь дна и каждая капля дождя что-то изменяют. Заражают или оздоравливают. В целом они безобидны. Даже когда быстры. Наконец они успокаиваются, и можно увидеть над ними крылья водной стрекозы. Но и сейчас небо не отражается – воды мутны от тины, нанесённой за долгий период времени.

Только те, которые вовремя дали свою силу некоей водяной мельнице, одновременно быстры и спокойны. Днём они синие, а ночью – полны звёздами.

Цветы

Вы цветы, ваши цвета и запахи делают мир таким, к какому мы привыкли. Колокольцы, свечи, бальные платья и веера. Око святого, уста девушки. С марта по октябрь. Даже бабочки, которые вас копировали, не столь прекрасны, хотя и могут летать. И я, как любой, люблю смотреть на вас. И ещё – думать о корнях, которые вас хранят. Без них вы через два дня погибнете. Без вас они через месяц выпустят новые стебли, ещё моложе и красивее.

Грозные, кривые, запутанные корни, осуждённые на вечную темницу, расползшиеся в разных направлениях в грязи, жестоко вбитые в сухой камень, в смрадный навоз, откуда высасывают влагу, чтобы цвести.

Личности

В одном буковом лесу растёт одинокая сосна. Она сама по себе. Это Сосна. Тысячи безымянных буков вокруг известны только приблизительно и только через неё.

В одном сосновом лесу растёт одинокий бук. Он сам по себе. Это Бук. Тысячи безымянных сосен вокруг известны только приблизительно и только через него.

Но всё это не совсем так, если в буковом лесу растёт граб или между сосен – ель.

Перевела Ирина ГОРЮНОВА

Обсудить в группе Telegram

Васил Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS