«Утро в Лобненском лесу...»
У замечательного русского поэта Николая Заболоцкого есть известные строки:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…
Справедливости ради заметим, что не только «души изменчивой приметы» запечатлевает на полотне живопись, но и приметы времени, приметы переменчивой истории, а если говорить шире, живопись отражает характер народа, его многовековую память и самобытный взгляд на мир. То есть то, что и составляет основу национальной культуры. Ведь, действительно, Россию и русский характер уже невозможно представить без картин И. Репина, И. Шишкина, В. Сурикова, М. Нестерова, К. Коровина, И. Левитана, В. Васнецова, В. Верещагина, В. Поленова, К. Петрова-
Водкина, П. Корина… Всех мастеров – как старых, так и новых – не перечислить, богата талантами наша земля! Кому приходилось поездить по стране, знают, что во многих городах есть свои картинные галереи, в которых нередко можно встретить уникальные работы: то тебе попадётся невесть как залетевший сюда за тысячи километров от Москвы неожиданный Айвазовский, то трогательный рисунок Саврасова, то роскошный Кустодиев. А рядом современные художники, и больше всего – свои, земляки, прекрасно знающие малую родину, от её истоков и корней начинающие путь в большое искусство. Местные энтузиасты непременно поведут вас в эту галерею и потому, что гордятся собственным культурным центром, и потому, что понимают: лучше и полнее, чем художники, чем их живопись никто не расскажет об их крае и о его людях. И то, что ты не успел заметить, почувствовать на бегу, второпях, тебе вдруг открывается такой красотой и поэтичностью, что ты уже надолго сохранишь в душе этот уголок твоей Родины, которую увидел неторопливыми и несуетными глазами художника. Недаром для нас почти нарицательными символами России стали знакомые со школьной поры «поленовский дворик» Москвы, «рожь» и «утро в сосновом лесу» Шишкина, саврасовская весна с хрестоматийными прилетевшими грачами… Так, из мозаики живописных пейзажей, портретов складывается единый образ Родины, и здесь ни одно талантливое полотно не лишнее, ни один талантливый рисунок не существует сам по себе. И если Андрей Платонов говорил: «Без меня народ не полный», то и картина русского мира, или того, что зовётся «русским космосом», не полна без тех неповторимых красок, которые приносят в мир настоящие художники.
Так для меня в своё время стала открываться подмосковная Лобня со всеми её чарующими окрестностями, увиденная глазами художников. Не сомневаюсь, что когда-нибудь об «утре в лобненском лесу», или о «вечном покое над Киовским озером», или о весенних грачах над Спасо-Киовским храмом будут зрительно вспоминать по ставшим нарицательными живописным образам с полотен В. Коробкова, В. Куракина, В. Антонова, Н. Марчукова…
Несмотря на то, что город достаточно молод (ему нет и полувека), в нём уже складываются свои культурные традиции. Здесь неслучайно подобрался коллектив профессиональных мастеров. Во-первых, чувствуется близкое соседство села Федоскино, родины знаменитой школы Федоскинской лаковой миниатюры. Рядом – село Марфино, также известное своими мастерами художественного промысла. Ещё одним притягательным фактором является уникальная природа края, разнообразие её ландшафтов, красота озёр, лесов, полей, пока ещё не исковерканных урбанизацией и новыми хозяевами и промышленниками.
Чем знаменательно творчество лучших лобненских художников? Они берут не столичный пейзаж, рисуют не столичную жизнь, но ничего провинциального, периферийного в их размышлениях о жизни нет. Так Есенин описывал родное рязанское Константиново, а Шукшин алтайские Сростки, и их художественные открытия оказались интересны всему миру. Лобненские художники известны далеко за пределами города, они постоянные участники всероссийских, международных выставок. В большинстве своём они принадлежат к традиции русской живописной школы, остро чувствуют современность, оттого так тревожны, а порою и по-настоящему драматичны их работы. Ведь русская живописная школа – это, в первую очередь, школа тревожной совести, школа любви к России, и художник не может быть спокоен, когда больна его Родина.
Поэзия акварели
Более 30 лет назад приехал жить в Подмосковную Лобню уроженец Курской области Владимир Коробков, выпускник художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Многим запомнились тогда его слова, быть может, показавшиеся кому-то молодой дерзостью, кому-то обыкновенной хлестаковщиной, кому-то донкихотским вызовом: «Я разбужу этот город!» Имелось в виду, что будет здесь и выставочный зал, и художественная галерея! И все эти годы В. Коробков был неутомимым энергетическим мотором творческой жизни: объединял талантливых художников, писал картины, преподавал в школе, вёл (и продолжает вести) детскую изобразительную студию, являлся организатором и бессменным хранителем Выставочного зала, созданного в 1996 году и немало послужившего формированию культурной атмосферы города, где к этому времени уже работали Школа искусств, а также известный в России и за рубежом театр «Камерная сцена» (с главным режиссёром Николаем Кругловым). Следующим этапом стал первый выпуск прекрасного каталога «Художники Лобни. 2002». А в 2004-м сбылась его мечта: Художественная галерея не только стала свершившимся историческим фактом в биографии города, но и явилась культурным событием в масштабах многомиллионной Московской области. Сегодня быть представленными в экспозициях Художественной галереи Лобни почитают за честь многие российские художники. Здесь – место встреч поэтов, писателей, музыкантов, актёров, творческой интеллигенции не только Лобни, но и Москвы, Подмосковья, других городов России. Ибо, несомненно, уровень этой галереи – как она задумана, и как, благодаря воле и государственной стратегии главы города С. Сокола, подготовлена к долгому и благородному служению на благо многих и многих поколений лобненцев – это уровень далеко не районного масштаба. Не одними же банкоматами и игровыми автоматами, не одними же рынками, где уже почти не услышишь русской речи, оставим мы память о себе на родной земле!
В век, когда идеологией становится нажива, в век технократии – опасен человек, не просвещённый светом культуры, искусства, светом духовности наших храмов. Когда-то, в 80-е годы прошлого века, Сергей Павлович Залыгин, боровшийся с разработчиками проекта поворота северных рек, справедливо заметил, что если бы эти так называемые технократы в детстве и юности читали классическую литературу с её прекрасными тургеневскими, чеховскими, бунинскими пейзажами, им бы никогда в голову не пришла столь дикая идея, несущая гибель и разрушение русской природы!..
…Годы учёбы на художественно-графическом факультете вспоминаются как один непрерывный и счастливый сеанс перед мольбертом. Педагогами В. Коробкова были известные художники А. Серов, Ю. Виноградов, К. Максимов. Это была серьёзная школа постижения мастерства, обретения культуры, понимания смысла творчества, поиска собственного пути в искусстве. Но простого выстаивания перед мольбертом мало. Можно всю жизнь проторчать истуканом с кистями, наследив красками на сотнях холстов, при этом не оставив никакого следа в искусстве. Опытные мастера помогали молодому художнику учиться у природы, которая сама по себе есть высшее и прекрасное творение, бесконечно меняющееся, соединяющее в себе вечное и мимолётное. Неслучайно, когда молодого Владимира Коробкова одолевали творческие сомнения, его учитель К. Максимов едва ли не словами Пастернака («Не спи, не спи, художник, не предавайся сну!..») советовал своему ученику: «Вставай-ка, брат, пораньше и выходи на улицу. И не пиши сразу, а внимательно следи за тем, что происходит в природе, смотри, как развиваются события в небе, как постепенно насыщается цвет, как меняются оттенки…»
В. Коробков интересно работает в различных жанрах – натюрморт, пейзаж, портрет. У него есть эпическое полотно «Бой защитников на Лобненском рубеже», посвящённое истории Великой Отечественной войны. И всё же любимая техника художника – акварель. Его без преувеличения можно назвать мастером и поэтом акварели, с тем же изяществом и вдохновением в красках передающим тончайшие настроения природы, как их выражали в поэтическом слове Алексей Кольцов, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев… К этим работам подходят слова Бодлера о «восхитительном, вечном инстинкте Красоты», который «побуждает нас воспринимать Землю и всё, что на ней явлено, как своеобразное отображение, как соответствие Небу».
Наталья Баженова, бывшая сокурсница В. Коробкова, а ныне директор центра творчества «Аквариус», как-то сказала: «Поражена тому, сколького он достиг. На нашем художественно-графическом факультете были очень сильные педагоги по живописи. И тем не менее, взяв всё что можно из живописи, он пошёл своей дорогой, добившись огромных успехов среди акварелистов-реалистов. Уникальность художника Владимира Коробкова в том, что в его творческом багаже огромная палитра приёмов и методов. То абсолютно академические работы, то тонко размытые – экспрессионистские, то вдруг какие-то неожиданные находки и приёмы. Это редкость среди художников. Я работала со многими и знаю, что большинство из них выбирают за основу какое-то одно направление и по нему идут до конца (то ли боясь быть неузнанными, то ли просто не могут быть разными!). Здесь же всё время что-то новое, постоянный поиск…»
Если воспользоваться метафорой, то каждый акварельный рисунок подобен дуэли с вечностью: тут художнику даётся только один шанс, акварель не допускает возможности переписывания, дописывания, иначе говоря, «второго выстрела». Это как дождь, соткавший на оконном стекле неповторимый, ускользающий узор. «Аква» – вода, а что может быть более неуловимым, текучим? Только время, да разве что ещё – красота… Тут уж либо ты попадаешь в вечность (ухватываешь её «чудное мгновение»!), либо она объявляет тебе пораженье, которое художник-профессионал всё-таки обязан, вопреки известным стихам, отличать от победы. И в этом смысле подлинные акварели всегда несут в себе некую тайну, словно мелькнувшие в речной воде небесные отражения. Этой поэтической тайной отмечены лучшие работы Владимира Коробкова. Удивительно красивы и по-своему изысканны его акварели «Гроза», «Дуновение», «После грозы», «Натюрморт на фоне пейзажа», «Река Себла», «Букет на фоне реки», «Черёмуха», «Закат», «Полевой букет», «Натюрморт с яблоками». Необыкновенно поэтичны деревенские пейзажи, но особенно неповторимы в творчестве художника зимние сюжеты: «Храм в Киово», «Станция Лобня», «Мокрый снег», «Зима в Яковлево», «Мороз»… Нужно признать, что в изображении тончайших оттенков белого снега в разное время дня и в разных его состояниях – от тяжёлого, влажного до пушистого и сухого, выкристаллизованного морозом, художник достигает не объяснимого простым мастерством совершенства, которое можно сравнить, пожалуй, только с вдохновенной игрой музыканта-виртуоза. Раньше бы сказали, что он «певец снега», не стихии снежной, от которой, как у Блока, «на земле не стоит человек», но какого-то особого покоя. Всё здесь пронизано волшебной хрупкостью, нежностью и тишиной, которой уже совсем не осталось в нашем оглохшем от грохота и грубости мире. Думается, что эту первозданную, словно только что сотворённую, тишину художник принёс из своего деревенского детства, из чистоты истоков русской природы и культуры, из многовековой крестьянской памяти отцов и дедов, которые не только трудились на земле, но и умели чувствовать в душе её поэзию и красоту. Таким образом художник свидетельствует об утончённости и поэтичности народной души, опровергая досужие представления иных «знатоков» о ней как о грубой и неотёсанной стихии…
В. Коробков член Союза художников России. Он участник многих художественных выставок у нас в стране и за рубежом, его работы хранятся в фонде Академии художеств, в музеях разных городов, в том числе в Болгарии и на Кубе, где художник работал и создавал яркие, солнечные, пронизанные особым светом и воздухом пейзажные акварели. Им создан герб города Лобни, а в 2004 году В. Коробкову присвоено звание Заслуженный работник культуры Московской области. Он, что называется, в полном расцвете творческих сил, и мы можем ожидать от него новых работ и новых открытий, достойных своего места в русском изобразительном искусстве.
...Древние говорили: «Жизнь коротка, искусство – вечно». На самом деле, запечатлённая в произведениях искусства, будь то скульптура, живопись, акварель, жизнь не только украшается, облагораживается, но и продлевается. Она переходит к нашим детям, внукам в живом, человеческом образе, согретом любовью и памятью тех, кто вложил в её творческое воплощение свою созидающую душу.