Без интернет-платформы «Московская электронная школа», запущенной в 2016 году, столичную систему образования уже трудно представить. МЭШ – уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое даёт возможность учить и учиться по-новому. Её работа чётко структурирована и отлажена не хуже, чем у любого другого крупного виртуального ресурса. А главное – эффективна. Недавнее двухнедельное дистанционное обучение школьников 6–11-х классов это подтвердило в очередной раз.
Сейчас МЭШ содержит все необходимые образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования, а также конструктор цифровой основной образовательной программы. Однако ещё большую актуальность она приобретает не только благодаря развитию новых технологий, но и в связи с современной эпидемиологической ситуацией. Нынешней осенью число ежедневных обращений к платформе МЭШ выросло в 2,5 раза по сравнению с началом прошлого учебного года.
Преподаватели создали дополнительно свыше пяти тысяч новых сценариев уроков и учебных пособий. Благодаря этому увеличился комплекс материалов, которые педагоги теперь могут использовать при проведении занятий. За 14 октябрьских дней дистанционного обучения столичные учителя провели в МЭШ более полутора миллионов уроков, только за первую неделю проставив в электронных журналах почти два миллиона оценок. Каждый день к урокам подключаются более 600 тысяч учеников и учителей.
Прямым доказательством нужности и эффективности «Московской электронной школы» стал тот факт, что количество школьников с выявленной коронавирусной инфекцией в столице сократилось вдвое, а число классов, переведённых на «дистанционку» из-за заболеваемости уменьшилось в десять раз.
– О «Московской электронной школе» я впервые узнал от мамы, показавшей, как этим ресурсом пользоваться, – говорит Арсений Павлов, учащийся 10-го класса одной из школ Юго-Западного округа Москвы. – Потом у нас в классе смонтировали электронные доски, и началась конкретная работа с МЭШ. К новому формату я привык очень быстро, стало только удобнее. МЭШ ведь обладает значительным объёмом наглядного и доступного учебного материала, и в силу цифровых возможностей офлайн- или онлайн-урок оживает, становится динамичным. А при выполнении интерактивных заданий, например тестов, сразу видишь результат.
Библиотека МЭШ полностью позволяет восполнить какие-то пробелы – если, скажем, я пропустил занятия по болезни, то захожу в библиотеку и ищу сценарии уроков по пропущенным темам. Причём от разных учителей, чтобы увидеть разные точки зрения. Я уже опытный пользователь этой цифровой среды, поэтому для меня стресса при возвращении к удалёнке не было. При дистанционном формате я даже больше успеваю по учёбе. Конечно, не хватает общения с одноклассниками, но ничего не поделать – время такое.
Как рассказала журналистам заместитель мэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова, МЭШ стала гораздо удобнее для москвичей. У родителей и учащихся появилась возможность в любое время видеть подробную информацию по учебному плану на год вперёд, включая темы и содержание каждого урока. В обновлённой веб-версии дневника школьника теперь есть новые функции и возможности, доступные и в мобильном приложении.
Исключительность «Московской электронной школы» заключается ещё и в том, что доступ к этому мегапроекту столичного образования имеют педагоги со всей России. Более того, они могут получить гранты от Правительства Москвы за самые интересные сценарии уроков. В этом главное отличие МЭШ от электронных, в основном частных, платформ из других городов мира. По большей части процесс формирования и наполнения её контента находится в руках учителей. Поэтому уникальная по своему охвату работа московских педагогов, масштабность задач и их реализация стали объектом внимания для международного сообщества.
Неудивительно, что МЭШ к переходу в онлайн-режим была подготовлена гораздо лучше, чем аналогичные системы за рубежом. Кратковременные сбои, пришедшиеся на первые дни пиковой нагрузки после начала дистанционного обучения, были оперативно устранены.
– «Московская электронная школа» помогла нам пройти трудный путь, – подчёркивает мэр Москвы Сергей Собянин. – Это и дистанционное обучение, и домашние задания, формирование уроков и так далее. У столичной образовательной платформы огромные возможности и бесконечные резервы для совершенствования. Конечно, технологии не заменят живого общения с учителем, но они помогут достигнуть новых вершин в обучении и удержать высокую планку качества столичной педагогики. Мы находимся в конкурентной среде, и нужно постоянно двигаться вперёд, чтобы соответствовать должному уровню как российского, так и мирового образования.
ФАКТ
Как сообщается на официальном сайте мэра Москвы, по результатам авторитетного международного исследования PISA-2018, московские школьники заняли четвёртое место в мире по глобальным компетенциям. Оценивалась готовность ребят жить и работать в многокультурном обществе, а также их способность воспринимать и анализировать глобальные явления и проблемы. Кроме того, согласно результатам исследований по основным компетенциям, учащиеся из Москвы занимают третье место по читательской грамотности, пятое – по математической и шестое – по естественно-научной.