С детского сада и до выпускного класса дети видят в основном только женщин
В нашей школе, одной из самых «мужских» в республике, 70 учителей. Из них мужчин всего лишь 10. Мужчины в школах сегодня составляют 13% (по другим данным, уже около 10%). Конечно, говорят, не важно кто учитель: мужчина или женщина, главное, чтобы он любил детей. И всё же феминизация школьной системы образования не может не вызывать тревоги.
, учитель истории, г. ТЕТЮШИ, Татарстан
ДОРОГА В НИКУДА?
Труд учителя – постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая смена ситуаций. По мнению психологов, по нагрузкам на нервную систему он сопоставим со стрессами, которые испытывает, например, лётчик-испытатель.
Что стоит порой учителю один только урок – 45 минут? Постоянное напряжение, ситуации меняются каждую секунду. Молниеносная реакция, неожиданный вопрос, импровизация, взвешивание (шалость или хулиганство?), полная ломка уже продуманного плана урока, постоянное переключение с одного вида деятельности на другой.
При всём том нужно держать в поле зрения весь класс, это 30 учеников – таких разных! Отсюда у учителей болезни сердца, спазмы сосудов, нервное истощение, душевная усталость после 45 лет. На что обрекаем мы миллионы наших женщин-педагогов?
Искажается и микроклимат в педагогическом коллективе, в котором преобладают женщины. Они вынужденно приобретают черты характера мужчин, становятся жёсткими, эмоционально опустошаются. Меняются и мужчины, подстраиваясь под женский стиль общения. Это не может не сказываться отрицательно на воспитании детей.
А тем временем под влиянием неблагополучной окружающей среды, воздействия телевидения, Интернета, компьютерных игр возрастают неуравновешенность и агрессивность детей. Конфликтные ситуации случаются всё чаще. Женщины, конечно, у нас и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Но неплохо бы тут мужчинам подставить своё надёжное плечо. А они в школу не идут.
В педвузах юношей всего около 25%. Причём две трети студентов не связывают свою будущую жизнь с профессией учителя. Многие сегодня и смысла в этом не видят. Поступление в педвуз нынче – это дорога в никуда. За последние восемь лет количество учащихся уменьшилось на 1/3, а учителей осталось столько же.
Но школа сегодня как никогда раньше нуждается в приходе молодёжи, ведь среди учителей около 40% пенсионеров, работающих ещё с советских времён. В советской школе было много положительного, однако на дворе век XXI. И картина, когда пятиклассник учит учителя работе на компьютере, вызывает грустную улыбку.
Ставка молодого учителя – 3–4 тысячи рублей. Учитель со стажем (и званиями) получает 7–8 тысяч. Переход на новую систему оплаты, судя по тем регионам, где ввели её, ничего не меняет. Повышение оплаты во многом зависит от лояльности к учителю администрации. Неугодными часто оказываются учителя-мужчины, которым свойственно иметь и высказывать критическое мнение, держаться самостоятельно.
Мужчины, которым до пенсии ещё работать и работать, при первой возможности уходят из школы. Я знаю талантливых опытных учителей, которые вынуждены были уйти в последние годы, – надо кормить семью. Кто-то занялся мелким бизнесом, торговлей, репетиторством, устроился тренером в спортивную секцию, кто-то подался в чиновники. Некоторые уходят в никуда, мыкаются с одного рабочего места на другое, подрабатывают на шабашках.
Уходят не только и не столько из-за мизерной зарплаты. У учителя отсутствует достойный его подвижнической деятельности социальный статус, правовая защита. За двойки в журнале, замечания, снижение четвертной оценки родители жалуются в вышестоящие инстанции – будто это «нарушение прав» ребёнка. Учитель же бессилен перед любым чиновником. Сколько проверок приходится переживать, сколько отчётов надо представлять в многочисленные инстанции.
С прошлого года отменена отсрочка от службы в армии сельским учителям-мужчинам. А ведь было предложение ввести отсрочку и для городских учителей. И что? Дума при поддержке Министерства образования и науки приняла «нулевой вариант». Сплошная феминизация школы успешно завершается!
В армии, конечно, мужчины должны служить. Я, к примеру, пошёл добровольно, хотя как сельский учитель имел право на отсрочку, считая, что воспитывать мальчиков может только учитель, отслуживший в армии.
Ушедший в армию учитель вряд ли вернётся в село, а если и вернётся, то может… не обнаружить своей школы. Оптимизация! Малокомплектные школы закрываются, учеников будут на автобусах возить в отдалённые укрупнённые школы. Всё это мы уже проходили – закрытие школ ускорит процесс вымирания сёл, печальный опыт ничему нас не учит.
Что предлагается сделать для выправления ситуации в школе? Планируется, например, направить в школы увольняемых из армии офицеров. Становится неуютно от этой идеи, наслушавшись историй о том, что творится в некоторых воинских частях. Школа – всё ж не армия, и главное – не присутствие мужчин в ней, а готовность и желание работать с детьми. И – основательное педагогическое образование.
ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ
А вот в царской России большинство учителей в гимназиях были мужчины. Только в 1911 году женщинам разрешили преподавать в мужских средних учебных заведениях.
Каков был статус и материальное обеспечение преподавателей?
В нашем Тетюшском уездном училище Казанской губернии, открытом в 1832 году, труд учителя оплачивался на уровне чиновников средней руки, и так же, как чиновникам, учителям присваивались чины по Табелю о рангах, автоматически повышавшиеся по выслуге лет. Это существенно поднимало уровень образования. Учителя в городе пользовались большим авторитетом, к их мнению прислушивались, обращались за советом чиновники. Учителя сдавали экзамен на звание народного учителя для работы в городском училище. Спустя несколько лет можно было сдавать экзамены на звание уездного учителя. Так обеспечивался карьерный рост.
В начале ХХ века в Тетюшах был создан попечительский совет, в который помимо городского головы входили представители купеческих семей. На средства купцов были построены здания женской и мужской гимназий в Тетюшах, в которых и сегодня (спустя сто лет!) располагаются учебные заведения. (Хороший пример для нынешних бизнесменов, строящих замки, покупающих спортивные клубы за границей, вместо того чтобы вкладывать средства в будущее своей Родины!) Попечительский совет заботился не только о финансовом положении гимназии, но и о педагогических кадрах соответствующего уровня. Директор гимназии имел оклад в 4500 рублей (в полтора раза больше оклада профессора университета).
Во второй половине XIX века в России земства намечали кандидатов на должность земских учителей и представляли их в уездный училищный совет. Отбор был серьёзный.
В рассказе Власа Дорошевича «Учитель» говорится, что педагог в дореволюционной России получал жалованье 100 рублей. Вот он снимает тесную неудобную квартиру. Жена (неработающая) ворчит, кухарка бранится: на восьмикопеечное (копеечное!) мясо разносолов не сварить. Нелёгкая жизнь? Но может ли сегодняшний учитель содержать неработающую жену и кухарку? В Казани плата за съёмную однокомнатную квартиру начинается от 8 тысяч рублей в месяц (до начала кризиса).
Преподаватель гимназии до революции мог позволить себе приобрести дом. Известен факт, когда один из преподавателей Тетюшской мужской гимназии купил рояль немецкой фирмы «Беккер», – стоимость его равнялась стоимости дома.
После революции ситуация изменилась. Старая школа была разрушена, преподаватели подались кто в Белую гвардию, кто в эмиграцию. Тогда и началась первая волна феминизация школьного образования. Делом «настоящих мужчин» стали война, армия. Символом мужественности – погоны на плечах.
После вуза в 80-е годы я попал в сельскую школу, в которой был единственным учителем-мужчиной.
И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ
Наше поколение пришло в школу в романтическую пору популярности так называемой педагогики сотрудничества. Телевизионные передачи с участием учителей-новаторов Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Евгения Ильина, Шалвы Амонашвили собирали у экранов миллионы телезрителей. Мы зачитывались их книгами, статьями Симона Соловейчика об их новаторских методах. Было паломничество на их уроки, переполненные залы на встречах. Телевидение совершило открытие: работа учителя, оказывается, невероятно увлекательная, творческая. Её популярность, престиж значительно выросли. Немало молодых людей «пошли в педагоги», не задумываясь особо о низкой зарплате.
«Опорные сигналы» Шаталова, «метод погружения» Щетинина… Вспоминаю необычные уроки литературы Ильина:
«Теплота учительских рук… Руки ещё больше, чем слово, способны творить тишину. Положу ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, обниму за плечи… А кто из вас, ребята, когда-нибудь встал на колени перед своей матерью и так же, как Аня из «Вишнёвого сада», сказал: «Мама! Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя!» Учитель управляет творческим состоянием класса через детские взгляды, их глаза – задумчивые или рассеянные, добрые или безразличные…»
А вот начало урока физики Николая Палтышева. Звучит… шелест листвы, музыка Бетховена, монолог Гамлета, стихи Пастернака. Тема урока? «Теория колебаний». Результаты учебно-воспитательной работы? До 70% выпускников сельских профтехучилищ оканчивали с отметками 4 и 5. Многие выпускники становились преподавателями физики, инженерами-физиками, научными сотрудниками.
Такие уроки не могли не увлечь молодых людей, мечтающих о настоящей творческой работе. Вернуть бы на телевидение подобные программы. Неужели не найдутся спонсоры-бизнесмены, благодарные своим учителям?
Сегодня учителя погружены с головой на натаскивание школьников к ЕГЭ, не до обсуждения «каких-то» там нравственных колебаний человека в жизни… Литература порой сводится к вопросам из тренировочных тестов вроде: какой масти была лошадь у Вронского? Кого привлечёт эта изнурительная однообразная работа «дрессировщика» в школе, да ещё за низкую зарплату?
Когда-то под влиянием фильма «Доживём до понедельника» немало молодых людей пошли в педагогические институты, как после фильма «Офицеры» юноши шли в военные училища. Сегодня кино, телевидение – против детей, против учителя. Гнуснейшей «популяризацией» профессии учителя успешно занимается на Первом канале господин Малахов. В передаче (прайм-тайм!) обсуждается всё, что угодно, – учитель довёл ученика до самоубийства, избивал детей и т.п. Транслируются на всю страну, смакуются выхваченные дикие единичные случаи, разбираться в которых должны не случайные люди, а правоохранительные органы или психиатры.
А почему бы не обсудить, например, подвиг учителей в Беслане, прикрывавших собой детей? Не думаю, что пресловутый рейтинг можно поддерживать только за счёт скандала.
Сколько юбилеев так называемых шоу-звёзд показывают чуть ли не ежедневно! А была ли хоть одна передача в прошлом году, посвящённая подвигу выдающегося польского педагога-гуманиста Януша Корчака к 130-летию со дня его рождения? Или вспомнили 90-летие со дня рождения замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского?
Когда-то меня поразила история жизни этого выдающегося педагога. С первых дней войны он ушёл на фронт. Село, в котором жила его жена Вера, было вскоре оккупировано фашистами. Вера распространяла листовки, перепрятывала бежавших из плена советских солдат. Была арестована гестапо. Несколько дней её подвергали нечеловеческим пыткам, добиваясь того, чтобы она выдала руководителей антифашистской организации. Она молчала. В застенке у Веры родился сын. И младенец, и его мать были убиты фашистами.
В те дни Сухомлинский был ранен под Ржевом. Несколько осколков металла сидели в лёгком до конца жизни. Вернувшись домой, Василий Александрович был поражён случившимся с его семьёй… Тяжёлые воспоминания мучили его всю жизнь, о чём он никому не признавался. Только однажды в предисловии к немецкому изданию своей книги рассказал о том, что случилось с его семьёй во время войны. Его гуманистические идеи были выстраданы. «Воспитывать может (и имеет право) только человек, сам многое переживший», – писал выдающийся педагог.
Личность Сухомлинского оказывала сильнейшее воздействие на тех, кто знал его, читал его книги. И многие молодые люди шли по его примеру в школу. Он был педагогом, исследователем, публицистом, писателем. Воспитать личность может только личность, утверждал он. Подростку необходимо, чтобы рядом был взрослый, в котором ему видится образец для подражания. Как писал Сухомлинский, подросток ищет человека – личность. В школе, на улице, в спортивном коллективе, дома. И не всегда находит. Ему нужен пример положительного мужского поведения. Если он не видит его рядом с собой, то находит кумира в сомнительных компаниях, в крутых боевиках, а то и среди бандитов. И начинает подражать им.
Не в этом ли одна из причин нынешней криминализации нашего общества?
НИКОГДА Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ
В европейских странах начали бить тревогу, когда процент учителей-мужчин за пять лет снизился с 54 до 50%. Были разработаны национальные программы по привлечению мужчин в школу. В Великобритании, например, подняли пособие мужчинам-педагогам на 20%. В ряде стран также выделяются специальные пособия, организованы общества, помогающие устроиться на преподавательскую работу. Учителя имеют большой отпуск, короткий рабочий день, возможность карьерного роста – могут устроиться в вуз, заняться научной деятельностью.
Карьерный же потолок для учителя у нас – директор школы. Должность эта прежде всего хозяйственная, да и назначают на неё часто не учителя, а того же чиновника со стороны, плохо разбирающегося в педагогических премудростях.
Что касается материальной стороны и влияния её на престиж профессии педагога… Представьте: учитель в потрёпанном пиджаке и ученики, которых состоятельные папы подвозят к школе на «мерседесах». Ученики, разбирающиеся в компьютерах, и учитель, который не может приобрести для себя не только компьютер, но и купить необходимые книги, выписать нужный для работы журнал. Ученики, побывавшие за границей, и учитель, не имеющий возможности побывать в столичных музеях, театрах, галереях.
Рассказываю как-то на уроке о Константинополе. Перебивает ученик: «Мы с папой были в Турции, любовались Босфором, а вы?» Отвечаю с грустью: «Никогда я не был на Босфоре, ты меня не спрашивай о нём…» Не видел египетских пирамид, не проходил по раскалённым каменистым дорожкам афинского Акрополя.
Я – учитель истории. Побеждал на профессиональных конкурсах, получал награды, имею высшую квалификационную категорию. Тем не менее вынужден набирать дополнительные часы, заниматься репетиторством, вести кружки, подрабатывать в каникулы …
А что ждёт молодого начинающего педагога? Зачем пойдёт в школу парень, у которого впереди много иных возможностей сделать успешную карьеру?
Опросы учеников показывают: их привлекают мужской рационализм, конкретные чёткие требования. У женщин и мужчин разный опыт, разные точки зрения по многим вопросам, что способствует всестороннему развитию ребёнка, даёт ему оптимальные жизненные ориентиры.
«Слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается мальчиками не так, как сказанное учителем-женщиной» – так говорил один из героев фильма «Печки-лавочки». Может ли быть полноценным воспитание, если с детского сада и до выпускного класса средней школы дети видят в основном только женщин (около 15 лет!)? А сколько у нас неполных семей? И в результате дети наблюдают и воспринимают лишь женскую модель поведения, что во взрослой жизни им доставляет немало проблем.
Вижу, как тянутся подростки к настоящему мужскому делу. Каждое лето нет отбоя от желающих отправиться с нами в поход, на археологические раскопки. Мужчины нужны в школе!
На мой взгляд, необходимо принять программу по развитию школьной системы образования в современных условиях, в которую можно было включить и меры по привлечению мужчин в школу.
Возможно, стоит подумать о разработке закона об учителе, его правовой защите, повышении его социального статуса, престижа учительской профессии. Включить бы в такой закон, например, положение о необходимости поддержки учительских династий, которым особенно нелегко в материальном плане. Наработанный опыт в таких семьях, передаваемый из поколения в поколение, – это бесценный духовный капитал общества.