Улицы – как люди. У каждой из них своё имя, история и судьба. В Москве около 3,5 тысяч улиц, но лишь немногие из них названы именами русских писателей и поэтов. Я приглашаю вас пройтись по этим местам и познакомиться с их историей.
Гоголевский бульвар – первый на нашем пути. Он начинается от площади Пречистенских ворот и заканчивается у Арбатской площади. Раньше здесь протекал ручей, который в XIX веке заключили в трубу, и теперь бульвар спускается тремя террасами – от внутреннего, высокого проезда, к внешнему, более низкому. Такой необычный ландшафт бульвара удивительным образом отражает переломы в судьбах людей.
В угловом доме № 2 бывал Пушкин. Дом № 6 (особняк в русском стиле) был построен для городского головы С. Третьякова. В 80-х годах позапрошлого века здесь проходили заседания Русского музыкального общества, устраивались музыкальные вечера, гостил П. Чайковский. В изящном особнячке (д. 5) с причудливым декором жил архитектор Тон, руководивший строительством храма Христа Спасителя. В двухэтажном доме № 10 были арестованы в январе 1826 года М. Нарышкин и И. Пущин. На стене дома установлена мраморная доска с изображением кандалов, переплетённых веткой лавра, – память о собраниях тайного общества декабристов.
В конце бульвара был памятник Гоголю работы скульптора Н. Андреева и архитектора Ф. Шехтеля, установленный к 100-летию со дня рождения писателя – 26 апреля 1909 г. Этот памятник – выражение трагической жизни Гоголя, его гениального вдохновения и мучительного одиночества. Он стоял на бульваре до 1952 года, затем, к 100-летию со дня смерти писателя, его заменили новым. Существует легенда, что в том году мимо проезжал Сталин; «грустный» памятник очень ему не понравился, поскольку не отражал советскую действительность. Вождь приказал поставить другой монумент. Скульптор Томский выполнил задание: «новый» Гоголь стоит в полный рост с лёгкой улыбкой… Первый же памятник был установлен вновь лишь в 1959 году, к 150-летию со дня рождения писателя – перед домом № 7 по Никитскому бульвару. Здесь Гоголь провёл последние годы своей жизни.
Улица Новая Божедомка, которая находится между Суворовской площадью и площадью Борьбы, могла бы сохранить своё историческое название, если бы 11 ноября 1821 года (по новому стилю) в доме № 2 не родился Фёдор Михайлович Достоевский – писатель и философ, которого читает и знает весь мир. Сейчас в этом доме находится музей-квартира Достоевского, являющаяся филиалом Государственного литературного музея. А сама улица в 1954 году была переименована в улицу Достоевского. Не только музей напоминает о «литературности» этого места. К улице примыкают переулки Достоевского и Чернышевского.
В 1978 году на юго-западе Москвы появился проезд Карамзина. Такое название он получил не случайно. Николай Михайлович Карамзин, великий историк государства Российского, писатель и публицист, проезжал здесь из усадьбы князей Вяземских Остафьево в усадьбу Воронцово к князьям Волконским.
Между Малой Сухаревской и Рижской площадями расположилась улица Гиля-ровского, названная так в честь «короля московских репортёров», автора книги «Москва и москвичи» Владимира Алексеевича Гиляровского, который жил здесь. До 1966 года улица носила название 2-я Мещанская.
В наше время улицам дают имена великих писателей, поэтов, но, в основном, лишь в память об их творчестве. Общественность не боролась за их переименования, история их очень молода, но они наверняка останутся в памяти потомков. Лермонтовский проспект вошёл в состав Москвы в 1986 году, улицы Плещеева и Пришвина – в 1974, Добролюбова и Гончарова – в 1958, проезд Одоевского – в 1978. Есенинский бульвар получил своё название в 1964 году. Интересен тем, что на его территории находятся сразу три памятника: Фёдору Полетаеву (Герой Советского Союза, Национальный герой Италии), Сергею Есенину и памятник защитникам Москвы. Ломоносовский проспект назван в 1956 году в связи с тем, что расположен около Московского государственного университета им. Ломоносова.
Есть в Москве ещё одна «писательская» улица. Находится она на юго-западе рядом с Феодосийской и Старокрымской и названа в память об авторе «Алых парусов», неисправимом романтике Александре Грине. Близость расположения улиц с такими названиями не случайна: последние годы жизни писателя связаны с Феодосией и Старым Крымом. Правда, жители почему-то часто путают ударение и называют это место улицей Грина. В честь доллара, наверное…
В 90-х годах XX столетия многие «писательские» улицы настигла волна переименований. Стремясь вернуть этим местам исторические названия, власти не подумали, что вычищают с карты Москвы великие имена. Теперь только в справочниках да в памяти старожилов остались улицы Грибоедова и Белинского, Пушкина и Чехова, Островского и А. Толстого… Нет больше этих названий. И часто, заблудившись в причудливом лабиринте московских переулков, можно услышать: «Вам прямо и направо. До бывшей улицы Горького, до Тверской»…
Улица Большая Дмитровка переименовывалась три раза. Первое название она приобрела ещё в середине XVIII века. По обеим сторонам дороги на Дмитров сформировались слободы, в которых жили торговцы и ремесленники. В середине XVIII века эти слободы стали улицами. В начале 20-х годов XX века улице дали имя Эжена Потье, автора «Интернационала» и участника Парижской коммуны. В 1937 году, в связи со 100-летием со дня смерти А.С. Пушкина, улица стала Пушкинской. Название просуществовало до 1994 года, несмотря на то, что поэта с этой улицей связывало только то, что в одном из домов в 1830 году он проиграл крупную сумму денег карточному шулеру. Этот долг поэт отдавал по частям в течение многих лет, а остаток выплатили уже его наследники.
Улица Малая Дмитровка, которая проходит от Пушкинской площади до Садового кольца, носила имя Антона Павловича Чехова всего 46 лет. Её переименовывали сначала в 1944 году, в связи с 40-летием со дня смерти писателя, а затем в 1990-м. Тогда улице вернули прежнее название.
Несмотря на то, что архитектурный ансамбль улицы изменился, на Малой Дмитровке сохранилось большое количество примечательных исторических зданий, многие из которых являются памятниками архитектуры. Исторический квартал, через который проходит эта улица, является территорией культурного слоя «Воротниковская старая слобода» и относится к памятникам истории и культуры федерального значения.
В первой половине XIX века многое на улице было связано с движением декабристов. Здесь жили М. Орлов, М. Митьков, И. Фонвизин, бывали Г. Раевский, С. Волконский, С. Трубецкой и др. В домах знати и дворянства устраивали литературно-музыкальные салоны, собирались известные писатели, артисты, музыканты.
Дом № 1/7 приобрёл современный вид в 1913–1914 годах, когда над частью здания был надстроен третий этаж. После революции здание было передано газете «Известия». В 1947–1964 гг. здесь располагалась редакция журнала «Новый мир», главным редактором которого долгое время был писатель А. Твардовский.
В доме № 11 в апреле 1899 года поселился А. Чехов. На квартире у него бывали Л. Толстой, М Горький, И. Бунин, В. Гиляровский, К. Ста-ниславский, В.Немирович-Данченко и другие деятели культуры и искусства.
В доме № 25 в 1880-е годы располагалась редакция журнала «Русская мысль», в котором сотрудничали русский историк В. Ключевский, писатели Н. Лесков, М.Горький, Д. Мамин-Сибиряк, А. Чехов и многие другие. В этом доме прожил последние годы своей жизни выдающийся архитектор Ф. Шехтель.
В небольшом двухэтажном флигеле в правой части владения В. Фирганга два года жил А. Чехов. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6». В настоящее время здание является филиалом выставочного зала «Новый манеж», носит название «Домик Чехова» и включено в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
Самая популярная улица у кинематографистов – Покровка – с 1940 по 1992 гг. называлась улицей Чернышевского. Она увековечивала память русского писателя, литературного критика, которого советские историки почитали как вдохновителя российских революционных движений XIX века. Памятник ему установлен на площади Покровских ворот, через которую проходит улица.
На Покровке Алексей Герман снимал фильм «Хрусталёв, машину!», действие кинофильма «Покровские ворота» разворачивается в районе одноимённой площади, которая расположена примерно посередине улицы. Здесь снимались эпизоды целого ряда фильмов, посвящённых событиям XIX – первой половины XX веков.
Название улицы Малая Ордынка связано с татарами, выходцами из Золотой Орды, поселившимися в Замоскворечье. С 1948 по 1992 гг. улица носила имя драматурга А. Островского, который родился в 1823 году в доме № 9, стр. 6. Уже 16 лет улица носит другое название, но «театральный дух» по-прежнему сохранился: в доме № 31 располагается Театр Луны, в доме № 9 –галерея театрального музея им. А. Бахрушина, а в доме № 30/6 – Русский духовный театр «Глас».
Центральная улица Москвы – Тверская – протянулась от Кремля до Триумфальной площади. По Тверской проходила первая в Москве линия конной железной дороги, в просторечии – «конки». На улице располагается драматический театр им. М.Н. Ермоловой, памятник князю Юрию Долгорукому, концертный зал им. Чайковского, торговый дом Д. Филиппова (д. 10), магазин Г. Елисеева (д. 14), издательство И. Сытина «Русское слово» (д. 18), знаменитый книжный магазин «Москва». Цоколь дома № 9 отделан гранитом, предназначавшимся для памятника гитлеровской армии в ознаменование победы над СССР.
С 1935 по 1990 гг. Тверская называлась улицей Максима Горького.
Если бы Большую Никитскую улицу решили переименовать в Посольскую, никто бы не удивился, ведь на ней располагаются сразу четыре посольства: Мьянмы, Кипра, Испании и Бразилии. Она могла бы претендовать и на звание Университетской: дома №№ 2, 3, 4 занимает Московский университет, № 6 – Зоологический музей МГУ, в доме № 13 находится Московская консерватория.
На Большой Никитской 25 лет жил А. Суворов. В усадьбе Васильчиковых (д. 46) бывали Н. Гоголь, Ф. Тютчев, И. Айвазовский, С. Соловьёв. В 20-х годах в этом доме жил М. Булгаков. В 1959 году на Большой Никитской появилось здание Центрального дома литераторов. В 1920 в связи с 50-летием со дня смерти писателя, революционного демократа А. Герцена была переименована. Называлась улицей Герцена до 1994 года.
В 90-х годах XX века исторические названия возвращали не только улицам, но и переулкам. Некоторые из них до переименования были «рангом» выше – назывались «улицами».
Газетный переулок окружён «литературными соседями». Он проходит от Большой Никитской улицы до Тверской. Такое название переулок получил в 80-е годы XIX века. Здесь находилась типография Московского университета, в которой печаталась газета «Московские ведомости», и лавка, в которой подписчики получали газеты. В доме № 3 в 20-е гг. располагалось литературное общество «Никитинские субботники». В 1920-м году переулок был переименован в улицу Огарёва, который здесь не жил. В 1994 году переулку возвращено историческое название.
Никитский переулок составляет «литературный» ансамбль с Большой Никитской, Тверской улицами и Газетным переулком. В XIX веке переулок назывался Долгоруковским (по фамилии владельца одного из участков). В 1920–1992 гг. – улицей Белинского.
Гагаринский переулок ведёт своё начало тоже от «литературного» соседа – Гоголевского бульвара. В доме № 7 в 1935–1938 гг. жила семья балерины Майи Плисецкой. В 1962 году переулок был переименован в улицу Рылеева. По одной из версий, поэт, руководитель Северного общества декабристов Кондратий Фёдорович Рылеев останавливался в доме у декабриста В. Штейнгеля в 1824 году. Другая версия гласит, что Штейнгель продал свой дом в Гагаринском переулке ещё в 1819 году, а Рылеев жил в его доме на Чистых прудах. В настоящее время этот нюанс не так важен, поскольку в 1994 году переулку вернули историческое название.
Борисоглебский переулок, который также переименовали в 1994 г., с 1962 года назывался улицей Писемского, в память о писателе А. Писемском, жившем здесь. В двухэтажном особняке (д. 6) 1862 года постройки жила в 1914–1922 гг. М. Цветаева, здесь в 1992 году был открыт дом-музей поэтессы.
До начала 90-х годов прошлого века именами писателей также назывались Большой Казённый переулок (до 1993 г. – Аркадия Гайдара), Филипповский переулок (до 1993 г. – Аксаков), улица Спиридоновка (до 1994 г. – Алексея Толстого).
В 1941 году в Москве появилась Лермонтовская площадь. У Красных Ворот в доме Толя (снесён в 1949 г. в связи с постройкой высотного здания) родился М. Лермонтов. Здесь его и крестили – в церкви Трёх Святых (снесена в 1927 г.). В 1909 году было предложено отметить 100-летие со дня рождения поэта сооружением памятника (к октябрю 1914 г.) и присвоением имени Лермонтова скверу. Задумка не осуществилась из-за начала Первой мировой войны. Уже в 1941-м году вся площадь, включая сквер, была переименована в Лермонтовскую. Памятник Лермонтову был установлен здесь лишь в 1965 году. В 1992 г. части площади, находящейся с внутренней стороны Садового кольца, возвращено историческое название Красные Ворота, и теперь здесь две площади, разделённые потоком автомобилей.
Из всех изменённых топонимов самым любопытным можно назвать площадь Шолохова (ныне Зубовская). Именем выдающегося писателя она называлась всего три года (1985–1988). Здесь предполагалось установить памятник Михаилу Александровичу. Однако теперь улица Шолохова находится за МКАДом – в Ново-Переделкине.
Не так давно центр Москвы был «литературным». Теперь же лишь несколько улиц, разбросанных по окраинам столицы, напоминают о нашем великом литературном наследии. Нельзя дать однозначный ответ на вопрос: переименование – это хорошо или плохо? Людям, жившим в советское время, тяжело было привыкнуть к тому, что улица, носившая имя великого писателя, стала называться по-другому. А поколение 90-х и не вспомнит, что были когда-то в Москве улицы Писемского, Грибоедова, Чехова… Конечно, люди из-за этого читать не перестанут. Но любим ли мы свой город, помним ли историю, уважаем ли культуру? Чтим ли величайших писателей, составивших мировую славу русской литературы? Да, мы уважаем историю старой Москвы, но зачем предавать свою культуру? Зачем выгонять писателей на обочину истории? В Москве улиц хватит всем, даже несмотря на то, что Россия богата талантами!