Соломон Михайлович Михоэлс вошёл в историю мировой культуры как выдающийся актёр, режиссёр, один из создателей первого в стране Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), служению которому отдал 30 лет жизни. Судьба Михоэлса трагична – 13 января 1948 года народного артиста СССР убили по личному приказу Сталина.
В этом году исполняется двадцать лет со дня создания Московского Международного культурного центра имени С. Михоэлса. Лауреаты Премии правительства Москвы, генеральный директор центра народный артист России, заслуженный деятель искусств Михаил ГЛУЗ и художественный руководитель – главный режиссёр центра, заслуженный деятель искусств Ирина ГОРЮНОВА сегодня гости «ЛГ».
– Словно подтверждая слова Хемингуэя: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», вы возвратили настоящему и будущему имена Соломона Михоэлса и расстрелянных членов Еврейского антифашистского комитета….
Ирина Горюнова: Соломон Михоэлс – человек большого человеческого и актёрского обаяния. Те документальные и мемуарные материалы, которые сохранились, – тому подтверждение. Его очень любили и Галина Уланова, и Юрий Завадский, и Самуил Маршак, и Иван Козловский, и актёры ГОСЕТа. Нина Михоэлс как-то рассказывала, что её отец никогда не отказывал во внимании бесконечному количеству людей, которые обращались к нему без всякой связи с театром, но дочерям приходилось записываться к нему на приём, так как его рабочий день заканчивался глубокой ночью.
Визитной карточкой Московского Международного культурного центра остаётся Фестиваль искусств имени Михоэлса, который проходит под патронатом президента России. Уже семь фестивалей прошли в Москве и других городах России с участием более пяти тысяч выдающихся мастеров культуры: это театры, хореографические коллективы, это художники, писатели, кинематографисты. В рамках фестиваля не раз проходила Неделя еврейского кино, конкурсы клейзмерской музыки. Это сотни тысяч зрителей, потому что лучшие проекты транслировались по России и миру. Мы очень рады, что среди зрителей всегда присутствовала семья Соломона Михайловича: дочери Нина и Наталья, внучка Виктория, правнучка Катя Михоэлс. И сейчас, на двадцатилетие центра, приехала Нина Соломоновна Михоэлс – известный режиссёр, педагог, профессор Театральной школы Бейт-Цви в Израиле.
Михаил Глуз: На открытии центра в 1989 году присутствовало много дипломатов, приехали президент Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман и вице-президент Изи Либлер, который играл самую активную роль в создании центра и был моим основным партнёром и соратником. Приехал также писатель, лауреат Нобелевской премии Эли Визель. Нам направили свои приветствия руководители многих стран, и Маргарет Тэтчер, и премьер-министр Австралии Роберт Хоук. Но советские руководители хранили молчание. Говорить о возрождении еврейской культуры и вообще любой национальной культуры было ещё опасно. Тем не менее центр открылся, и это стало очень большим событием в общественной и культурной жизни страны.
И.Г.: Деятельность центра можно условно разделить с точки зрения и творческой составляющей, и общественно-политического статуса – на «советский» период и на тот период, что сложился уже в демократической России. В 1997 году у нас возникла идея создания фестиваля искусств. Сначала мы просто хотели провести памятные торжества по случаю 50-летия со дня убийства в Минске Соломона Михоэлса. Признаюсь, наша встреча с Михаилом Семёновичем во многом подняла деятельность центра на новый уровень. Работа началась с письменного обращения наших выдающихся деятелей культуры к президенту России Борису Ельцину с целью придать фестивалю общественно-политический статус. Это было очень важно, потому что имя Михоэлса всегда было политическим, ведь он был председателем Еврейского антифашистского комитета и собрал во время поездки в Америку огромные деньги для открытия второго фронта. Он имел огромный общественный авторитет, за что и поплатился жизнью. С другой стороны, Михоэлс – одна из ключевых фигур нашей многонациональной культуры. Как говорил Иван Козловский о своём друге: «Жизнь Михоэлса в искусстве является примером для грядущих поколений».
М.Г.: Михоэлса знали, ценили и любили люди самые разные. Это человек, который стоит в одном ряду с великими режиссёрами, такими как Станиславский, Таиров, Мейерхольд. Поэтому письмо-обращение подписали Галина Уланова, Михаил Ульянов, Мстислав Ростропович, Юрий Никулин, Тихон Хренников, Владимир Васильев, Людмила Касаткина, академик Виталий Гинзбург, Евгений Евтушенко, Юрий Башмет и другие. Всего – около двадцати фамилий выдающихся деятелей нашей многонациональной культуры.
Наша новая жизнь началась в 1998 году, когда 5 января на сцене Большого театра открылся первый Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса. Хотя задолго до этого мы уже шли в этом направлении. В 1989 году мы впервые привезли в Советский Союз израильских «звёзд». Приехал знаменитый певец Дуду Фишер, мы дружим с ним до сих пор, он участвует во многих наших проектах. Потом приезжали известные музыканты из Австралии, Канады. Вместе с ними мы ездили по России – это была уже сенсация! Кроме того, мы организовали большую выставку монет и медалей Израиля в Государственном музее искусств народов Востока.
– Получается, что Соломон Михоэлс перевернул постулат «Разделяй и властвуй!». Еврейская культура, возрождением которой занимается центр, – это просто точка, в которой пересекаются многие национальные культуры. Но всё же есть ли особо дорогие для вас работы, созданные в центре?
И.Г.: Для меня дорога вся деятельность в Центре им. С. Михоэлса, но, конечно, как у всякого режиссёра, есть постановки, которые создавались и рождались особенно тяжело, а потому – особо дороги. Это музыкально-театрализованное действо «Последний расстрел» на сцене ГЦКЗ «Россия», посвящённое расстрелу Еврейского антифашистского комитета. Многомесячная работа над сценарием, проведённая в архивах, потребовала немало душевных сил. В сценическую канву постановки вошли страшные протоколы допросов, последние речи на суде наших выдающихся общественных деятелей, великих граждан своей страны, ставших последними жертвами сталинской тирании. Не менее значимыми и не простыми по созданию стали для меня антитеррористический концерт-митинг «Да будет мир!» в нью-йоркском «Карнеги-холл» и музыкально-театрализованное представление, посвящённое 55-летию Государства Израиль, в Государственной израильской опере. Работа над этими и другими постановками вошла в мою только что вышедшую книгу «Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений».
Сам Михоэлс считал, что одна культура не в состоянии быть богатой без обогащения других культур и другими культурами. Мы по праву гордимся, что за эти годы нам удалось собрать на лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга, Нью-Йорка и Иерусалима, Тель-Авива и Кишинёва, Минска и Самары, Витебска и Костромы выдающихся мастеров искусства России, Израиля, США, Франции, Италии, Великобритании и многих других стран. Мы с Михаилом Семёновичем только что вернулись из Киева, где были по приглашению нашего друга, выдающегося актёра Богдана Ступки. Он в триста пятидесятый раз выходил на сцену в роли Тевье-молочника в спектакле «Тевье–Тевль». Несколько лет назад мы показывали этот спектакль во МХАТе в рамках нашего фестиваля. И тогда и сейчас – аншлаг. В ленкомовском спектакле «Поминальная молитва», где так же, как и в киевском, звучит музыка Михаила Глуза, в роли Тевье блистал Евгений Леонов. Конечно, режиссёры могли бы дать эту очень яркую, колоритную роль еврейскому актёру. Но в таком выборе и проявляются подлинное искусство и гражданская позиция создателей и исполнителей.
М.Г.: Конечно, фестиваль для нас является проектом номер один. Но хочется ещё сказать, что за время своего существования центр организовал и провёл около 500 всероссийских и международных культурных программ и проектов. Среди важнейших – Международный общественно-культурный марафон «Из России с любовью» (США, Израиль, Россия); Международная встреча ветеранов, посвящённая 55-летию Великой Победы, с участием ветеранов из 12 стран мира и СНГ; Международный антитеррористический марафон «Да будет мир!» (Россия–США–Израиль–посольства стран «Большой восьмёрки» в Москве). Особым событием в деятельности центра стало создание и открытие памятника расстрелянным членам Еврейского антифашистского комитета на Донском кладбище в Москве в 2004 году.
– Насколько мне известно, к своему юбилею центр готовит ещё один масштабный проект?
И.Г.: В эти дни мы завершаем празднование двадцатилетия центра международным проектом «Культура без границ». Театрализованный концерт пройдёт в Московском театре «Новая Опера». В нём примут участие выдающиеся музыканты: скрипачка Лиана Исакадзе (Германия), альтист Михаил Кугель (Бельгия), кларнетист Юлиан Милкис (Канада), скрипач Иван Женаты (Чехия), пианисты Артурс Цингуевс (Латвия) и Даниэль Вайсбурд (Израиль), дирижёр Миша Кац (Франция). А также – не менее известные драматические артисты, народные артисты СССР Владимир Андреев и Богдан Ступка. Это будет единая музыкально-сценическая композиция. Концептуально скрепляет всё действие киновидеоряд, в котором переплетены документально-исторические кадры жизни и творчества Михоэлса, его театра и творческие проекты центра, отзывы о центре выдающихся мастеров культуры XX века.
М.Г.: Время сегодня трудное, и потому особенно хочется поблагодарить всех, кто продолжает поддерживать деятельность центра. Это накладывает на нас особую ответственность, и потому мы с надеждой смотрим в будущее.
Беседу вела