Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 мая 2025 г.
  4. № 20 (6984) (21.05.2025)
Телеведение Литературный резерв

Шоу ради шоу?

Обзор реалити-проектов на российском ТВ

22 мая 2025
Шоу «Остров сокровищ» на СТС

Роман Чиж, студент ИСИ

Многие, особенно взрослые зрители высказывают недовольство обилием и качеством развлекательных программ. Особенно часто критические стрелы направляют в сторону реалити-шоу: очень дорогие съёмки со звёздами, которые «бесятся с жиру» и никакого тебе «развлекая просвещай». В последнее время критика усилилась в связи с тем, что в период СВО развлекательные проекты выглядят неуместно. Но спрос на приключения, конкурсы, лёгкий юмор, популярные лица не падает.

Разумеется, не все проекты хороши, но начнём с тех, что понравились. «Сокровища императора» (ТНТ) – продуманный формат, сочетающий в себе элементы исторического квеста, лёгкого приключения и командной игры. Это хотя бы попытка дать зрителю что-то более интересное, чем бесконечные скандалы и споры. Здесь не просто гонка на выживание, а интересные квесты, касающиеся культуры и истории Китая. Зритель получает не только развлечение, но и погружается в культуру Поднебесной, переживает за участников, например, когда им не хватает денег на такси и они рискуют попасть в руки китайской полиции. Хочется даже самому помчаться в аэропорт и принять участие в борьбе, чтобы прочувствовать весь этот экстрим на себе. А участие таких ведущих, как Ольга Бузова и Михаил Галустян, создаёт эффект преемственности со «Звёздами в Африке» (ТНТ). Это качественно выстроенное шоу с чёткой структурой.

А вот «Выжить в Самарканде» (ТНТ) – проект с большими вложениями, но крайне спорной реализацией. Концепция выживания в горах неубедительна: палатки, юрты, неясные условия и практически полное отсутствие атмосферы. В предыдущем сезоне в Дубае был шикарный пятизвёздочный отель, контрастирующий с жаркой бедной пустыней, – действительно масштабно. Здесь же упор сделан на интриги и ссоры, близкие по духу к «Дому-2», а не на реальные приключения. Визуальная часть – сильная, а испытания на вылет действительно интересны, но в остальном – неудачная попытка повторить успех других шоу. К тому же здесь герои не тратят особых усилий, а в финале им обещают приз – 10 миллионов рублей! Ведущие Павел Воля и Ляйсан Утяшева выглядят отстранённо, пресновато, не вносят в проект яркости и энергии, в отличие от уже «родных» Бузовой и Галустяна.

Продолжим обзор. Шоу «Звёзды в джунглях» помимо качественной картинки и захватывающих заданий стало ещё одним из самых обсуждаемых проектов в соцсетях. Особенно благодаря скандалу вокруг рэпера Натана, который, будучи женатым, закрутил роман с блогершей Лерчек прямо на проекте – эта история активно обсуждалась и вышла далеко за пределы шоу. Теперь же он участвует в погоне за сокровищами императора вместе с Ириной Дубцовой. Посмотрим, что из этого выйдет.

Все эти проекты объединяет чёткий монтаж, яркие герои, ощущение экзотики и лёгкости. Отчасти к развлекательным можно отнести шоу на «ВК видео» «Натальная карта» (анализ натальных карт звёзд – это повод обсудить их биографию в необычном формате), «Контакты» (тоже «ВК видео») с Антоном Шастуном (где гость угадывает, кто из его знакомых мог бы ответить на случайный вопрос, хотя вопросы зачастую довольно простые, но, как оказалось, не для всех героев), «Полный блэкаут» (СТС), слегка поменявший концепцию, и теперь «В темноте» – звёзды проходят испытания в полной темноте, и за этим действительно интересно наблюдать. Это уникальный формат на ТВ, выделяющийся на фоне типичных шоу выживаний. Ведь без зрения обостряются другие органы чувств и любой шорох вызывает панику.

Есть и проекты, которые, на мой взгляд, пора пересмотреть. Например, «Титаны» (ТНТ) – шоу, в котором испытания придумывает искусственный интеллект. Идея звучит современно, но реализация в формате спортивных состязаний ориентирована на узкую аудиторию. Сам формат может быть актуален, но не универсален.

Форматы «Адская кухня», «На ножах», «Битва шефов», «Кондитер», «Молодые ножи» («Пятница») давно утратили свежесть – одни и те же крики на кухне и однотипные задания с готовкой. А шоу «Остров сокровищ» на СТС с сотней участников и вовсе не вызвало интереса – отсутствие звёздных личностей и слабая драматургия делают проект пустым. «Последний герой» на ТВ-3 когда-то был очень популярен, но на фоне новых форматов кажется «сырым»: участники на острове сами строят лагерь и добывают еду, в то время как в «Звёздах в Африке/Джунглях» уже есть готовый лагерь с кроватями, герои лишь проходят испытания, получают монеты и тратят в магазине на бытовые нужды.

Развлекательное телевидение сегодня разнообразно: от интеллектуальных форматов до лёгких приключений. Не каждый проект обязан нести глубокий смысл – зритель сам выбирает, что ему ближе. И пока есть интерес к подобным шоу, они будут собирать большую аудиторию, и их будут обсуждать.


Тэги: Реалитишоу
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Непокорённый

    21.05.2025
  • «Где дышит слово кровью и душой…»

    16.05.2025
  • Побег от реальности

    16.05.2025
  • Это не «Финал». Это конец

    15.05.2025
  • Его все любили

    15.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS