90 лет исполнилось бы отцу Димитрию Дудко
«Я не знаю, кто я больше – священник или писатель», – говорил о себе Димитрий Дудко, проповедник, старец в миру, духовными чадами которого были сотни и сотни православных людей, в том числе писатели; он крестил Эрнста Сафонова, причащал умирающего Солоухина, дружил с Александром Яшиным, Михаилом Лобановым и многими другими нашими литераторами почвеннического направления. О том, какую роль в его личной судьбе сыграло творчество, говорит такой факт: слушатель Московской духовной академии Димитрий Дудко в 1948 году был арестован и обвинён по статье 58 п. 10 за сочинение и распространение своих стихов и рассказов на 10 лет исправительных лагерей.
Мировую славу ему принесли ответы на вопросы прихожан (в том числе и на самые острые): в начале 70-х годов говорить с амвона с народом никто из клириков не решался. В субботу после Всенощной в тесный храм Святителя Николая на Преображенском кладбище набивался народ со всей Москвы: стояли молодёжь, что тогда было в новинку, учёные, писатели, художники, крестьянки из подмосковных деревень…
Ему запрещают служить, отправляют подальше от столицы. В период службы в селе Кабанове подстраивают автокатастрофу, в которой он чудом остаётся жив. В 1980 году снова арестовывают за книги. Полгода он проводит в Лефортове. Пишет там целый сборник замечательных стихов, выходит на свободу и становится одним из активных деятелей патриотического лагеря. Из-под его пера выходят проповеди, статьи, стихи, басни, рассказы, заметки, повести – батюшка написал больше сорока книг.
Его произведения можно разделить на три группы: к первой группе относятся те книги, в которых он выступает прежде всего как пастырь. Книги содержат его проповеди, притчи, опыт священнического общения с людьми. В числе этих книг – «Христос в нашей жизни», «Литургия на русской земле», «Премудростию вонмем», «Преодоление соблазнов», «На скрещении дорог». Вторую группу составляют художественные произведения. Это стихотворные сборники, повести, роман-хроника «Волною морскою», «Как истолковать притчи», «Записки капитана Копейкина». Третья группа включает автобиографические повести: «Проповедь через позор», «Подарок от Бога», «Шторм или пристань». Кто-то сказал, что талант – это ещё и количество. Нельзя не удивляться тому, как много создал отец Димитрий. Это была мощная творческая натура, он никогда не поверял алгеброй гармонию, не позволял, чтобы его правили. Стихи, например, у него лились из сердца, это было для него так же естественно, как птице петь. Как его на всё хватало – даже трудно представить, ведь главным для него было всё же не писательство, а служение, священническое ревностное служение, глубокая молитва Богу, дававшему ему эту великую творческую силу.