Наступивший 2009 год объявлен Годом молодёжи, а первоначально – за неимением национального проекта по культуре – его намеревались объявить Годом культуры. В первый же новогодний вечер и шумную ночь ещё раз убедился: как же не хватает культуры в быту, а главное – на телевидении! Уж о качестве программ, потугах ведущих и вездесущих исполнителей этого долгого безумия не говорю. Поражает другое: полное пренебрежение к тем талантам, а то и гениям, что были до тебя.
По Первому ещё до «Проводов Старого года» пошла программа «Две звезды» в стиле ретро и караоке. Каждая немеркнущая песня прошлых лет была сплошь затитрована. Не было только титров… авторов песен.
31 декабря 1962-го на экране чёрно-белых телевизоров Майя Кристалинская спела стихи Евгения Евтушенко (музыка Андрея Эшпая):
А снег идёт, а снег идёт,
И всё вокруг чего-то ждёт…
Сколько снегов стаяло, сколько исполнительниц сменилось… И вот наконец Михаил Боярский в шляпе затянул эту женскую в восприятии миллионов песню. Но почему-то не вспомнили творцов. Культуры не хватает или в анонимном виде авторское право не действует?
По ТВ Центру, который иногда пытается сохранять остатки столичной культуры, пошла ночная программа «Мы ещё споём!» Ночь любимых песен». Её вели три поколения семьи Пьехи – сама бабушка, дочь Илона и внук Стас. Начинала звучать песня, и появлялся дурацкий титр с её названием. Например, Валентина Толкунова говорит: «Первая песня, которую я спела, называлась: «Я ночью шла по улице»…» Кто осчастливил начинающую певицу – ни слова. Начинается песня, и появляется титр: «Я ночью шла по улице». И всё!
Владимир Пресняков и Наталья Подольская решили спеть советскую классику – песню Михаила Матусовского и Александры Пахмутовой «Старый клён». Появляется «содержательный» титр: «Старый клён». Потом вместо проигрыша идёт в рамке старого телевизора исполнение этой же песни Ниной Дорда – ни титра, ни словечка о замечательной первой исполнительнице. Ну что за хамская телеманера?
Эдита Пьеха с пафосом говорит: «Память об этих талантливых и добрых песнях сохранится!» А об их талантливейших авторах?
В финале программы побежали титры: ведущие, режиссёры, операторы, администраторы, а в конце – валом, на скорости: «прозвучали песни» – и фамилии навалом. Как же память-то сохранится?
Среди ночных утех,
Рассчитанных на всех,
Где разговор о чести неуместен,
Три поколенья Пьех
(Вот это смех и грех)
Не признают творцов
великих песен.
Зато на следующий день, 1 января, по каналу «Россия» пошла премьера «Песня года». Она началась массовой композицией с кордебалетом, которую сразу предварил титр: «Музыка и слова А. Ширмана». Все «слова» состояли из одной строчки на иностранном (каком – не разобрать) и на русском: «Я люблю тебя, Москва». Сильно! Главная распорядительница программы Алла Пугачёва начала так: «Каждый год появляются новые имена поэтов, композиторов, исполнителей, аранжировщиков…» Надо бы это высказывание примадонны (с верной последовательностью!) повесить во всех студиях, аппаратных и курилках. Сама Алла Борисовна, прежде чем спеть песню сорокалетней давности с надрывом на пустом месте, без всякого драматического материала – «Зачем?», – назвала с уважением друзей-авторов – Оскара Фельцмана и Илью Резника. Значит, только современников и приближённых называем?
Потом вышел квартет и запел невыразительную песню с объявлением и титром: «Слова и музыка Леонида Агутина». Она начинается пародийно, но точно: «Все мои слова – это только шум в голове…» Потом ничего не разобрать в музыкальном сумбуре, кроме обрывочных красивостей типа: «Сохраняя небо в руках…» Или другой простой случай: музыка Александра Маршала, стихи Вячеслава Быкова – исполняют авторы. Идёт никакая песня:
Только знаю я,
Милая моя,
Что, увы, чудес не бывает.
Бывает – их создают таланты и мастера. Но, увы, порочная телевизионная практика ширится: «шум в голове», непроходимую попсу навязывают и рекламируют, а песенные шедевры, если и используют в коммерческих целях, обезличивают, а творцов их – игнорируют и унижают. Это первый признак повального бескультурья.