Особый сезон для Московского областного государственного академического театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева: прославленный коллектив отмечает 40-летний юбилей. Как же можно без премьер? Два одноактных спектакля в один вечер: «Шут» в постановке молодого хореографа (а также артиста театра «Кремлёвский балет») Никиты Высоцкого и «Привал кавалерии» Мариуса Петипа в редакции Вячеслава Гордеева, приверженца классики (во всех смыслах, включая вкус и высокий художественный уровень).
По заказу Сергея Дягилева для его антрепризы Сергей Прокофьев сочинил балет «Шут» на старорусский сюжет, они вместе написали либретто на основе «Заветных сказок» Александра Афанасьева, и ровно 100 лет назад в Париже состоялось первое представление. Балет шёл под названием, которое ему дал композитор, – «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». История незамысловата: Шут с помощью своей жены Шутихи ловко одурачивает семерых шутов. Переодевшись молодухой, Шут «выходит замуж» за богатого Купца, следуют одно за другим потешные недоразумения, и всё заканчивается общей весёлой пляской. Никита Высоцкий подредактировал либретто и создал собственную версию по мотивам дягилевской постановки. В спектакле участвует практически вся труппа, на главные партии Шута и Шутихи приглашены ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко и прима «Кремлёвского балета» Екатерина Первушина. Зал не сдерживался от аплодисментов этому ярко артистичному дуэту. А Парвиз Кумайдонов в роли Купца открылся публике комедийным талантом и стопроцентным попаданием в образ.
Второй премьерный спектакль – «Привал кавалерии» неизвестного широкому кругу композитора Иоганна Армсгеймера. Или, как его, немца по рождению, звали в России, Ивана Ивановича. Гусарская тема была ему близка – Армсгеймер окончил Петербургскую консерваторию по классу корнета и военной инструментовки, был солистом оркестра Михайловского театра и капельмейстером оркестра лейб-гвардии Егерского и Кавалергардского полков. Простая музыка Армсгеймера не претендует на новизну и что-либо большее, чем симпатичная сюита танцевальных номеров для балетного представления. И она хорошо сочетается с классической хореографией. «Привал кавалерии» относится к так называемым малым балетам Мариуса Петипа. Это одна из «шуток» выдающегося балетмейстера: глубина характеров и серьёзных переживаний тут не предусмотрена. Комические ситуации сменяют друг друга в похождениях кавалеристов, флиртующих с пейзанками в идиллической деревне во время привала, характерные танцы перемежаются с классикой. В спектакле сложился виртуозный актёрский комедийный ансамбль – Валерия Синицина (Тереза), Алексей Зуев (Корнет), Парвиз Кумайдонов (Ротмистр), Ярослав Синицин (Полковник). В паре с Мстиславом Арефьевым блеснула отменной техникой вращений Сиори Фукуда. Мастерство не имеет национальности, талантливая японка – одна из солисток «Русского балета».
Оба спектакля, такие разные по сюжетам, музыке и хореографии, оставили радостное впечатление. Юмор, веселье, ослепительные краски великолепных костюмов, энергия праздника – всё это публика получила сполна.
Ольга Новикова