Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Шёпот ангелов

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Алексей Ахматов. Воздушные коридоры. – СПб.: Береста, 2011. – 100 с. – 300 экз.

В поэтике питерца Алексея Ахматова соединяются традиционные взгляды на стихосложение и размышления над бытием человека-поэта в непоэтическое время. То есть отверженного, не гонящегося за славой, а ищущего голос, оправдывающего поэзию. Такова тема новой книги А. Ахматова «Воздушные коридоры». Книги, в которой автор пытается постичь необходимость поэтического ремесла. В первую очередь для самого себя. А если этот поиск затронет и читателя?

Фамилия Ахматов обязывает. А потому и опасность, подстерегающая поэта, на виду: литературная игра и перекличка напрашиваются. Алексей Ахматов откликается на них, впускает в себя поэтический пантеон предшественников. Но не пытается вмешаться в их ряды, определяя себе место не только после, а в стороне:

Морозцем, как рубанком,
на ветру
Снимает стружку
с набожных прохожих.
В такую ночь я знаю, что умру,
И то, что «весь умру»,
я знаю тоже…

Но если поэт умрёт «весь» (то есть вместе со своей поэзией), зачем творить, зачем переживать себя и свою смерть раз за разом, пытаясь проникнуть в сердцевину запретного плода – Слова?

Может быть, затем, что у любого поэта есть право на Спасение. Не только и не столько себя, но и читателя, человека, поверившего ему, услышавшего – пусть случайно или между делом, – уже маленькая победа!

Однако Ахматов в первую очередь пытается спасти себя, оправдать своё существование в поэзии:

Мне долго ангелы шептали:
«Ты избранный, ты не такой,
Как все. Иди по вертикали,
Мы заняты твоей судьбой».
<…>
И я, быть может, им поверил…
(Что оставалось, право, мне?)
Когда б не санитар у двери
И не решётки на окне.

Всё правильно. В сознании обывателя (успешного, современного, продвинутого обывателя) поэзия – удел сумасшедших. И вот когда, казалось бы, сказано всё, появляется ещё один поэт и – говорит. Говорит честно, не оспаривая стереотип, соглашаясь – да, всё сказано. Но внутри этого «сказанного» таится непознанное. Как в человеческом организме и – шире – на планете Земля. Кто скажет, что Слово меньше планеты по объёму или значению?

И он подтверждает слово своё (с маленькой скромной буквы) для неверующих. Действительно, я «весь умру», в самом деле, «санитар у двери» и «решётки на окне». А ещё:

Мои стихи из сора не растут.
Они растут, скорее, из позора,
Из воспалённой совести.
Измором
Они меня, как правило, берут.

Что одуванчик или лебеда?!
Для хищных строчек
нету лучше яства,
Чем на душе измучившейся язва,
Чем сердце сокрушившая беда.

Литературная перекличка, о которой мы говорили в самом начале, ощутима. И естественна. А если так, то книга Алексея Ахматова «Воздушные коридоры» представляется совсем не оправданием себя как поэта, а оправданием всех пишущих сегодня, всех «сумасшедших», «умирающих полностью», «выращивающих стихи из позора». И, значит, его существование как поэта – оправданно. И более того, наше существование – как читателей.

Владимир КОРКУНОВ

Обсудить в группе Telegram

Владимир Коркунов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS