Уроки народовластия из сельского пригорода Хабаровска
Село Ильинка отделено от Хабаровска лишь железной дорогой. Еду на публичный отчёт местной главы Татьяны Николаевны Василенко. На посту этом она аж с 1997 года! На собрание пришли три десятка человек (при численности села примерно в три тысячи). Это, видно, те, кому хочется понять, когда их наконец подключат к природному газу и когда закроют местную свалку.
«Со стороны кажется, будто Ильинке повезло, что «Газпром Трансгаз Томск» перекачивает через нас голубое топливо. Но нашей казне не перепадает ни гроша, так как «дочка» Газпрома платит налоги по месту регистрации – в Москве и Томске. Хоть и заняла у нас под свою базу десятки гектаров пригородной земли, – сетовала на отчёте Василенко. – Нас не раз обещали газифицировать, но из-за кризиса сроки перенесли…»
Всё это не очень ясно и не очень убедительно. А что люди говорят? Нина Акбулатова, хозяйка продовольственного магазина: «Топим углём и дровами, зимой не отлучиться, иначе разморозятся батареи. Почему-то на Кубани, куда недавно ездили с мужем, сёла давно газифицированы. Хотя климат там тёплый. Не удивляюсь, что из нашего края такой отток населения!» Клавдия Прохорова, 75 лет, ветеран труда: «Перед каждыми выборами Василенко принимает заявки на газ, а потом всё затихает!» Валентина Маякова, сотрудница сбытовой компании: «Природный газ у нас нужен не только частникам, но и собственникам квартир, он ведь намного дешевле сжиженного. В чём закавыка? Ведь мы же сидим на газовой трубе!»
Как говорится, сапожник без сапог.
Зато был выстроен капитальный каток за счёт Газпрома, правда, без обещанных им, по словам Василенко, тёплых помещений с раздевалками, душем, инвентарём. Как-то не умеем мы, даже в таких «продвинутых» компаниях, как Газпром, взявшись за что-то, сдавать объекты под ключ и качественно. Не хватает и умения выделять главное, самое людям необходимое.
Вот разговариваю с молодыми мамами. У них своё: «Хочешь устроить ребёнка в детсад, а там говорят: очередь! Но тысяч за пятнадцать решить вопрос можно». Василенко парирует: «Сейчас строительство детсада неактуально, но место под него зарезервировано».
В то же время делается немало того, что могло бы подождать. Евгений Дубовой, подполковник МВД в запасе: «Нужно начинать не с уличных телевизоров и катков, а с закупки мини-техники для очистки улиц и устройства дренажной системы. Зимой нас заметает снегом, летом – заливает водой».
Словом, всяких разночтений между властью и людьми в Ильинке – воз и маленькая тележка. А ведь пора уже всюду учиться работать с пониманием, какой будет результат, что принесут усилия. Может, у соседей по-другому?
Вот в Ильинке, например, помимо газового тупика много жалоб на организацию работы по избавлению от мусора. Звоню Андрею Велькову – исполняющему обязанности директора ООО «Инна ДВ». В его ведении ильинская свалка. Он напомнил, что в соответствии с законом администрация поселения обязана организовать централизованный оплаченный вывоз мусора. Для примера называет Мичуринское сельское поселение, где, в отличие от Ильинки, мусорная проблема забыта. От главы Мичуринского Александра Шадрина узнаю, что в семи его населённых пунктах, а это сплошь частный сектор, действуют 20 уличных комитетов со статусом ТОСов (территориальное общественное самоуправление). Есть контроль и надзор со стороны граждан.
ТОСы начали создавать в 2007 году для цивилизованной сдачи отходов. Постепенно ТОСы занялись благоустройством – и в складчину, и на гранты. Несколько председателей ТОСов избраны сельскими депутатами. Не без их участия удалось добиться, что уже в апреле в четырёх населённых пунктах Мичуринского будет газ. Газовая труба от ТЭЦ-3 до Мичуринского обойдётся в 136 миллионов рублей, ещё около 300 уходят на прокладку труб в поселении. Заёмными деньгами помогла краевая власть – Мичуринское включено в краевую госпрограмму газификации. Мой вопрос к Василенко: «Почему же Хабаровский район не включил в эту программу Ильинку?» – повис в воздухе. Глава рассчитывала на помощь, которую ей-де обещали краевые депутаты Юрий Матвеев и Егор Калинин. Пока толку не видно.
В районе меня также обнадёжили обещанием на следующий год включить Ильинку в газификацию. Но как всё повернётся? Кстати, на отчёте Василенко можно было принять обращение к районной и краевой власти и о подключении к газу, и о скорейшем закрытии свалки. Тогда пришли бы не 30, а минимум три сотни сельчан, и их решение побудило бы чиновников наверху пошевеливаться.
Сами собой напрашиваются выводы. Первое: ни одного вопроса нельзя толком решить без низового самоуправления, будь то подъезд многоквартирного дома или улица из частных усадеб.
Второе. В рамках действующей системы депутаты любого уровня в Ильинке фактически не представители населения – избираются, как в лотерее, и опрошённым мною ильинцам малознакомы.
Третье: только при наличии уличной самоорганизации и сформированных на её основе земских советов имеет смысл выбирать сельских (городских) глав не прямым всеобщим голосованием, а большинством депутатов, обладающих реальными полномочиями, в том числе в бюджетных вопросах.
Федеральное правительство, если верить Михаилу Делягину, заморозило десять триллионов «лишних» рублей, годовой дефицит бюджета Хабаровского края – 10 миллиардов. Район должен краю, Ильинка – району, и в итоге ильинцы не знают, за какие шиши подключиться к газу, который качают в крайцентр по их главной улице… И кто даст ответ?
Только не подумайте, что живописная Ильинка хуже Хабаровска. Горожане, построившие тут дома, о выборе не жалеют. Через год селу 120 лет. Прекрасный повод для ООО «Газпром Трансгаз Томск», квартирующего в Ильинке уже 10 лет, осыпать её щедротами. Да и краевому начальству есть в чём помочь разобщённым и разуверившимся селянам. А самим властям края надо организованнее решать реальные проблемы людей и повысить ответственность кадров.
Только цифры
Тепло пока не у всех
Россия. Если за 12 лет (с 2001 года) по Программам газификации регионов РФ было выделено более 190 млрд. рублей, то за период с 2005 по 2014 год – 242,5 млрд., и это без учёта средств, направленных на проектирование и строительство газопроводов-отводов и ГРС (газораспределительных станций), которые являются неотъемлемой частью программы газификации. В итоге с 2005 по 2014 год средний уровень газификации в России вырос с 53,3 процента до 65,4 процента, в том числе в городах – с 60 процентов до 70,3, на селе – с 34,8 до 54,6 процента.
А как у соседей?
Белоруссия. Эта республика по обеспечению природным или сжиженным газом жилого фонда имеет самый высокий показатель среди стран СНГ. Уровень газификации природным газом – около 63 процентов, 2,27 миллиона квартир используют природный газ и 1,34 миллиона квартир – сжиженный.
Украина. Нынешний уровень газификации Украины составляет порядка 52 процентов.
Казахстан. С 2006 года здесь реализованы свыше 133 проектов по газификации, в результате численность газифицированного населения составила более 7,4 млн. человек. Общий объём газификации страны в 2015 году достиг 42,98 процента от общей численности населения.