Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2015 г.
  4. № 27 (6515) (01.07.2015)
Библиосфера

Сидящий у костра в одиночестве

01 июля 2015

Игорь Штокман. Тень сердца: Рассказы. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014. – 128 с. – 150 экз.


Поэзия и проза всегда отличались друг от друга. Поэзия – это не только рифма и ритм, но ещё и образы, символы, метафоры, аллегории. В прозе же обычно главенствует сюжет. Есть ещё жанр «стихотворение в прозе», но то бессюжетная проза, большей частью разделённая на некие ритмические отрывки.

Игорь Штокман ломает этот стереотип. Его сборник рассказов «Тень сердца» сложно назвать прозой в полном смысле этого слова. Потому что все его рассказы подёрнуты красотой поэзии. Поэтические образы следуют за читателем на протяжении всей книги.

Наверное, только Штокман может внести своеобразное очарование и в солдатскую попойку, и в одинокое сидение у костра. Именно здесь, у костра, и приходят самые важные мысли – мысли, способные изменить жизнь. Факультет журналистики МГУ и аспирантура Института мировой литературы дают о себе знать – слогом автор владеет отменно. Читатель мгновенно проникается тем волшебным духом, который не отпускает его во время чтения этих рассказов, а потом оставляет светло-горькое послевкусие.

Автор не даёт имён своим главным героям. Или пишет от первого лица, или именует их местоимением «он». У эпизодических и второстепенных персонажей иногда встречаются имена, а главный герой – всегда Он. Человек. Если и даст Штокман имя главному герою, то не сразу, а на второй-третьей странице. Читатель имеет право узнать имя героя только тогда, когда привыкнет к нему, сроднится с ним.

Образы и созданная ими атмосфера в творчестве Игоря Штокмана играют главенствующую роль, но в большинстве рассказов есть и сюжет. Это или воспоминания героя о прошлом, или случайное событие, или описание чьей-­то жизни, или рассказ второстепенного персонажа. Как правило, на рассказ приходится всего одна сюжетная линия, длящаяся до своего логического завершения.

Помимо несомненной художественности рассказы Штокмана неизменно содержат этическую составляющую. В мире автора существуют безграничное добро и справедливость. В таком мире герой бесстрашно идёт в одиночку бороться с бандитами, а солдаты, не боясь последствий, избивают «стукача». Некоторые рассказы кажутся автобиографичными. Возникает чувство, что автор сам пережил всё то, о чём писал. И это возникает от умения писать правдоподобно, с точными деталями и необходимыми хорошему прозаику подробностями, когда любой вымысел кажется правдой. Автору свойственна острая наблюдательность, но не отстранённая, а чувственная, идущая от сердца, именно она формирует проникновенную интонацию текстов. Вспоминаются слова Георгия Адамовича: «Настоящее искусство должно быть сердечно и сдержанно». Именно так – сердцем, тонко чувствуя художественную меру эстетического и этического, и пишет Игорь Штокман.



Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Тамара Путинцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS