Премиальный процесс России не стоит на месте. Каждый год учреждаются новые литературные премии, призванные поддержать писателей и популяризовать их творчество. Некоторые премии, увы, перестают вручаться – на время или навсегда. Но существует у нас в стране довольно внушительное количество премий, история которых исчисляется десятилетиями. Нередко это премии, носящие имя того или иного писателя, поддерживающие писателей, которые продолжают великие традиции русской литературы.
Яркий пример такой награды – Международная литературная премия имени В.С. Пикуля, которая отметила сразу две круглые даты в этом году: она вручается с 1994 года и возобновлена издательством «Вече» в 2004 м. Согласно положению премия «присуждается литераторам и общественным деятелям, которые сохраняют, развивают и обогащают традиции в отечественной литературе, заложенные В.С. Пикулем, за художественные, публицистические и научно-популярные произведения героико-патриотической направленности, рассказывающие о ярких страницах Государства Российского». Ракурс, как никогда, актуальный сегодня.
В разные годы премию имени В.С. Пикуля получали Николай Коняев, Александр Лапин, Михаил Крупин, Юрий Лощиц, Александр Кердан и др. А в этом году награды был удостоен Александр Колесников за книгу «Дом в Мариуполе».
«ЛГ» уже писала о ней: под обложкой этой книги сошлись прошлое, настоящее и будущее нашей страны. В ней есть и история о тяжелейших послевоенных сороковых с их беспризорниками и сиротами (повесть «Лестница»), и написанная по горячим следам заглавная повесть «Дом в Мариуполе» о выполнении спецназом боевой задачи во время СВО, и рассказ «Увидеть море», полный тревоги за будущее молодого поколения ребят, которые вернутся со специальной военной операции и будут заново привыкать к мирной жизни…
Важно, что премия вручена Колесникову не только за саму книгу, но и за «сохранение традиций В.С. Пикуля в литературе».
О произведениях Пикуля «ЛГ» писала неоднократно, а постоянные переиздания его книг издательством «Вече» свидетельствуют о том, что его романы и «исторические миниатюры» по-прежнему горячо любимы читателем (общий тираж уже перевалил за 500 миллионов экземпляров – только вдумайтесь в эту цифру!). Почему? Среди главных черт, присущих прозе Валентина Пикуля, можно выделить искренний интерес к истории России, эмоциональную насыщенность, акцент на героизме и, конечно, простоту, понятность и живость языка: любой исторический факт Пикуль умел превратить в захватывающий сюжет. Могло ли сочетание подобных качеств оставить читателей равнодушными?..
Все эти качества присущи и прозе Колесникова. Особенно ярко они проявились в повести «Лестница». Судьба девочек – главных героинь произведения – это судьба тысяч беспризорников, потерявших родителей во время Великой Отечественной или вследствие репрессивных мер, призванных поддерживать железный порядок в разрушенной и разорённой войной стране. Как и Пикуль, Колесников выводит на арену повествования реальных исторических лиц, описывая их при этом не шаблонными и бронзовыми, а живыми. Так, у Колесникова судьбу детей меняет к лучшему советский государственный деятель, председатель исполнительного комитета Грозненского областного Совета Иван Николаевич Старчак. Он обнаруживает сестёр, ночующих под лестницей внутри административного здания.
«Присевший на корточки мужчина в гимнастёрке внимательно разглядывал двух сестёр. Вглядевшись наконец в полумрак, он доброжелательно улыбнулся.
– Здравствуйте, девочки! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Николаевич Старчак, и я тут самый главный.
Сёстры насторожённо переглянулись.
– Как вас зовут? Меня не надо бояться…»
Один небольшой эпизод – но сколько в нём всего! Эта способность «большого человека», облечённого властью, заваленного работой по налаживанию жизни новообразованной Грозненской области, позаботиться «о малых сих» очень ярко его характеризует и не может не трогать.
Только так можно заинтересовать историей читателя. Он начнёт с одной увлекательной повести, а потом, глядишь, и сама собой рука потянется к другим книгам, описывающим, скажем, жизнь в СССР после войны, восстановление экономики, быт людей, потерявших всё в военные годы… Это очень хорошо понимал Валентин Пикуль. И это понимает Александр Колесников.
Пример этого автора лишь одна из иллюстраций того, какую роль играют премии, носящие имена отечественных классиков, в сохранении преемственности русской литературы. И это, кстати, ещё один немаловажный ориентир для читателя: если вам близок какой-либо классик, присмотритесь к лауреатам названной в честь него премии – и, возможно, откроете для себя новые имена писателей-единомышленников.
Слава Иванова