С чего начинается история чукотской литературы? Будь моя воля, я за точку отсчёта взял бы петроглифы Пегтымеля. Их обнаружил в 1965 году геолог И. Саморуков. Совершая одиночный переход по коварной северной реке, он на одной из скал разглядел силуэтные изображения, выполненные способом неглубоких выбивок, протирания и вышлифовывания.
Эти находки потом тщательно исследовал магаданский археолог. По его мнению, первые петроглифы на склонах Пегтымеля появились не ранее первого тысячелетия до нашей эры. Диков рассказывал, что один петроглиф изображал человека, который одной рукой поднял над головой какого-то большого зверя. Рядом он обнаружил силуэт, напоминающий овцебыка или бизона. И ещё он увидел много антропоморфных фигурок, осенённых грибоподобными силуэтами. Всё это свидетельствовало о том, что основу жизнедеятельности предков чукчей составляло комплексное архаичное хозяйство, при этом главными объектами охоты служили морские звери и северные олени.
Дальше я бы вспомнил первого учёного-чукчу Николая Дауркина, который имел корякские корни, но, оказавшись в окружении чукчей, предпочитал мыслить по-чукотски. Когда-то этот северный самородок попал в плен к казакам. Потом стал проводником у первых русских землепроходцев. В 1763–1764 годах Дауркин провёл казаков по северо-восточной части Чукотки, составив подробную карту этого района и изложив свои впечатления о походе в «Скаске о Чукотской земле». Эта «Скаска…» под названием «Известие о Чукоцком носе» впервые появилась в «Месяцеслове историческом и географическом на 1780 год». Если угодно, это первое художественное произведение, сочинённое представителем чукотского народа. Известен ещё и другой письменный материал Дауркина – его письмо на моржовом клыке, рассказывавшее о том, как в июне 1791 года он вместе с казачьим сотником И. Кобелевым пересёк на байдарах Берингов пролив и побывал на Аляске.
И ещё я бы отметил роль чукотского старика Теневиля. Кочуя по Усть-Бельской тундре, он в 1927–1928 годах изобрёл свою систему письма. Кое-что об этой системе рассказывал потом полярник И.В. Друри. Он в 1931 году был в стане Теневиля и воочию познакомился с его изобретением. Друри рассказывал: «Не имея бумаги, Теневиль нацарапывал на узких дощечках разные значки, обозначавшие имена, предметы, понятия, явления». Часть этих дощечек в 1933 году Теневиль подарил другому полярнику – А. Миндалевичу, который доставил их в Ленинград профессору В. Богоразу. «Теневиль, – писал потом Богораз, – изобрёл, по-видимому, своими единоличными силами весьма любопытное письмо. Каждое слово представляет отдельную графему. Часть графем Теневиля имеет пиктографический характер. Таковы графемы, изображающие разные породы рыб и, в общем, сохранившие очертания вертлявой рыбки, плавающей в воде».
Официально же зачинателем письменной чукотской литературы считается Фёдор Тынэтэгин (Тинетев), выпустивший в 1940 году в Ленинграде на чукотском языке и в русском переводе Г. Мельникова с иллюстрациями чукотского костореза Михаила Вуквола небольшой сборничек «Сказки чаучу».
Вячеслав Рязанцев