В крупных городах быть пешеходом – дело рисковое. Пойдя в булочную, с лёгкостью можно оказаться в травмпункте, а то и на больничной койке. По статистике МВД, в 2022 году в стране было зарегистрировано 941 ДТП с участием электросамокатов и электроскутеров – средств индивидуальной мобильности (СИМ), в прошлом году число таких происшествий превысило 4 тысячи. В них погибли 44 человека и ещё более 4100 человек получили травмы. Власти пытаются как-то урегулировать ситуацию, но принятые меры можно назвать в лучшем случае паллиативными. При этом не приводится сколько-нибудь стоящих аргументов, почему разрешённая скорость езды СИМ (25 км/час) по тротуару считается безопасной. Попробую их переубедить.
Понятно, что курьерские фирмы расцвели пышным цветом не на ровном месте. Всё рынок, господа, с его законом соответствия спроса и предложения. И чем больше граждан в стране будет работать на дому дистанционно, тем больше будет спрос на услугу доставки и соответственно тем больше появится на тротуарах (если ничего не изменится в позиции властей) шустрых курьеров без руля и ветрил.
Чтобы выглядеть не сильно виноватыми перед травмированными пешеходами, власти жонглируют терминами. Вместо транспортного средства, которое априори должно двигаться по дорогам, придумали термин «средства индивидуальной мобильности», придумали для них ограничения и предписания в ПДД, но достаточно один раз прогуляться пешком, чтобы выяснить – СИМобилистам ПДД не указ. На тревожную статистику ТТП (тротуарно-транспортных происшествий) власти периодически реагируют. Но так, чтобы и бизнес невзначай не обидеть, и о пешеходах как бы порадеть. Раз в году даже радуют репортажами в СМИ о рейдах полиции по проверке допустимых мощностей СИМ, скорости их передвижения, наличия номерных знаков и прочая. В числе последних нововведений норма допустимой скорости езды по тротуарам на СИМ с массой до 35 кг – 25 км/час. Заметим, это без ограничения общей массы движущегося объекта, куда входит масса самого СИМ + масса седока + масса короба с товаром. А ведь без учёта этих данных все потуги регламентации правил взаимоотношений пешеходов и СИМ-гонцов теряют смысл.
Рассчитаем, по самым скромным параметрам, силу (энергию) удара СИМ с седоком в пешехода. Представим, что курьер законопослушен и не выжимает из своего электродруга его возможные 40–60 км/час, а едет с разрешёнными 25; массу самого коня возьмём по минимуму – 25 кг; собственный вес водителя усредним до 75 кг и представим, что нашему экспериментальному пешеходу повезло и на него налетел доставщик с пустым коробом и, таким образом, общая масса агрессивного снаряда – 100 кг.
Подставляем цифры в формулу и получаем кинетическую энергию удара – 2450 джоулей (Дж). Дальше наводим у травматологов справки о возможных повреждениях костей и мягких тканей при воздействии на человека такой энергии. Обращаемся для этого к официальным научным источникам, хотя они и скудны, но всё же есть. А.В. Капустин, доктор медицинских наук, профессор, статья «Об экспертной оценке силы ударов тупыми твёрдыми предметами». Читаем:
«Анализ работ судебных медиков, изучавших различные аспекты механизмов и условий возникновения повреждений при действии тупых предметов, позволяет выделить четыре степени силы удара тупыми предметами:
1) Небольшая сила удара – до 160 Ньютонов;
2) Значительная сила удара – от 160 до 1960 Н;
3) Большая сила удара – от 1960 до 4900 Н;
4) Очень большая сила удара – более 4900 Н.
Наиболее подробно среди различных повреждений изучены условия возникновения переломов костей черепа и некоторых других костей скелета… переломы костей свода черепа в виде трещины внутренней костной пластинки возникают при ударах с силой от 2186 Н. При ударе ниже мечевидного отростка до 3471 Н образуются симметричные переломы 8–10, 11–12 рёбер...»
Напомню, скалярная величина потенциальной энергии в 1 Дж = 1 Н вектора силы. Далее в той же статье приводится таблица разрушающей нагрузки на длинные трубчатые кости. Так, для большеберцовой кости достаточен удар тупогранным предметом (45°) в средней трети (как раз там, куда приходится удар колесом скутера по ноге): для мужчин – 148,4±3 Дж, для женщин – 128,3±6 Дж. Как мы выше уже рассчитали, наш условный курьер, если не успеет притормозить, врежет по организму пешехода с энергией 2450 Дж. Представляете, какие повреждения грозят взрослому человеку? А что случится с ребёнком? Притом что дети на тротуарах менее внимательны, зато более импульсивны и непредсказуемы.
Что мешает предписать курьерам движение только по дорогам, перестав манипулировать терминами, что скутеры и самокаты, способные, в зависимости от модели, развивать скорость до 60 км/час – это СИМ, а не полноценные транспортные средства? Лоббирующие тему эксперты сразу приводят аргумент – слалом курьеров по проезжей части затруднит и без того вязкий городской трафик. Для подкрепления позиции тиражируются картинки, где двухколёсные электромонстры бодают двери, крылья и бамперы машин. И тут возникает самый нехороший вопрос к властям. А что вообще им дороже? Жесть и пластик бездушных авто или жизнь и здоровье людей?
С точки зрения экономических издержек всё вообще предельно просто. Сколько нужно учиться на жестянщика и сколько на травматолога? За сколько дней жестянщик отрихтует помятое крыло или заменит треснувший бампер? И за сколько койко-дней травматолог справится с трещиной внутренней костной пластинки черепа или соберёт и заживит оскольчатый перелом голени жертвы наезда? И сколько потом соцстрах выплатит по больничным? А если за компанию с пешеходом пострадает ещё и упавший курьер? И без точной статистики очевидна несопоставимость материальных и моральных потерь.
Страхи же законодателей по поводу трафика представляются преувеличенными. Габариты скутеров легко вписываются в ширину обочин. При соблюдении правил ПДД какие могут быть проблемы? Да, хозяевам фирм-доставщиков придётся разориться на страховки. Но в случае ДТП по вине их сотрудника достаточно будет с помощью регрессных исков ошкурить парочку-тройку нерадивых лихачей, и остальные быстренько поумерят азарт погони за немаленькой зарплатой и чаевыми. Цыганскую почту в гильдиях никто не отменял.
Легче станет и адвокатам. Доказательная база ДТП у владельцев машин куда как богаче благодаря видеорегистраторам, нежели у пострадавших пешеходов. У них, бедолаг, увы, нет ни зеркал заднего вида, ни регистраторов тротуарного движения во лбу. Будучи сбитым с ног и даже оказавшись везунчиком без переломов и сотрясения мозга, вряд ли сразу сообразишь включить видеокамеру смартфона. К тому же крайне маловероятно, что виновник наезда бросится помогать жертве, тем более оставлять свои контакты для предъявления претензий. Номерные знаки, которыми должны быть оснащены СИМ, – горе одно: без лупы не считаешь, нередко погнуты, обломаны, затёрты. Когда очухаешься, курьера уже и след простыл. Не дурак же он.
В общем, куда ни кинь, пешеходу везде клин. И беда не только с курьерами. С тайным содроганием каждый год ждём открытия летнего сезона самокатчиков. Технические характеристики тяжёлых арендных самокатов незначительно уступают таковым у скутеров. Зато пренебрежение запретом на езду на СИМ вдвоём вдвое и добавит проблем сбитому пешеходу.
Кстати, о запретах. Как обычно, их больше, нежели возможностей контроля их соблюдения. К примеру, существует штраф за превышение скорости (до 5 тыс. рублей). Кто-нибудь видел хоть раз на тротуаре гаишника с радаром контроля скорости? А вот ещё смешнее. Согласно правилам, при движении СИМ вместе с пешеходами приоритет всегда у пешеходов. Это какой такой приоритет? На личном опыте выстрадан только один – мысленно обматерить ездока, когда он из-за спины бесшумно выскочит на скорости 25 км/час в двух сантиметрах от локтя, и помчится дальше, закладывая виражи между прохожими. Ясно же, что скорость выполнения заказа – конкурентное преимущество в бизнесе. Поэтому, если нет реальных мер контроля за выполнением каких-либо норм и правил, полагаться на законопослушность курьеров – пустое дело. Когда мозги дурманит запах барыша, строгость российских законов с лёгкостью компенсируется необязательностью их исполнения.
После безуспешных призывов к гражданскому сознанию самокатчиков и нескольких происшествий с нанесением тяжкого вреда здоровью власти Парижа, проведя местный референдум, в 1923 году полностью запретили СИМ на тротуарах города. Неплохо было бы теперь и нам узнать – какую статистику транспортно-тротуарных происшествий наши законодатели сочтут критической, чтобы последовать мудрому примеру французов.