Женский роман. – Новосибирск: Мангазея, 2007. – (Серия «Незнакомка»).
Знакомьтесь – новое лицо некогда великой русской литературы! Софочка – главный компилятор издательства, заваливающий наши книжные прилавки макулатурой любых жанров.
Едва ли не впервые создатель псевдолитературы выходит из подполья! Кто же ты, Соня, с чем пришла? Приглядимся к ней повнимательнее. «Я умею всё. Я подёнщица. Мне навалять их нравоучительный роман или деревенскую прозу не стоит даже труда, не надо особо и напрягаться, особенно задумываться... Можно просто скомпилировать, и будет всё хорошо… Критику – пожалуйста, критику, триллер, крутую эротику – пожалуйста, хоть порнографию… Это моя работа, ради заработка я готова на всё». Самомнение Софочки под стать её трудолюбию: «Я могу создать шедевр… Шедевр так шедевр, я способна на всё абсолютно». (Заметьте, «шедевр» у неё без кавычек.) И готова она действительно на всё. «Да, надо если, и подставлю. Взявшись руками за дверную ручку в курительной комнате, утвердившись локтями на редакторском подоконнике, на главного финансового директора столе. Подставлю. Надо и подставлю!» Вот такая наша Соня…
Почему же она нам интересна? Да потому, что мы с ужасом осознаём: такая Софочка стала центральной фигурой нашей действительности. Её жизненная позиция становится всё более популярной, всё более востребованной. Но Софочка не просто труженик пера, она «мыслитель», она грозный судия старого литературного мира и защитник своего нового – лживого, воровского, подловатого. Солженицын для неё – не более чем «миллионер, сделавший деньги на костях своей бывшей страны». Другие либо «саркастические, мрачные зоилы, набившие руку на едких остротах по поводу критики существующего положения дел», либо «наивные, попавшие под очарование Писательства… за чистую монету принявшие слова зарабатывающих себе просто на хлеб с маслом бумагомарак ранней советской эпохи». Истиной же владеют только Софочка и ей подобные. Те, кто вместе с ней могут сказать: «Мне не стыдно». Не стыдно морочить презираемые ими «толпы». Софочка – чудовищный симбиоз изощрённого ума и тупости, цинизма и трудолюбия, беспринципности и своего рода таланта, женского инстинкта и аморальности. Её цинизму даже трудно подобрать определение: «наивный» – как-то не очень с ней вяжется, «бездумный» – так нет же, она ведь у нас «мыслитель».
Софочка «мыслит» собственное тело как «храм», даже когда, будучи беременной от мужа, удовлетворяет в курилке своего любовника, а имя Господа у неё соседствует со словами о лучшем в мире косметическом средстве. Пожалуй, точнее, чем «тупым», этот цинизм назвать невозможно. И уж совсем гротескно наша Софочка выглядит, когда этими же руками компилирует детские сказки, без тени сомнения полагая, что способна создать «высоконравственные, человеколюбивые вещи». А с какой злобой эта «героиня» нашего времени судит талант, если он не соответствует её теориям!.. Достаётся всем – и старой гвардии, и молодой: «Словесное камлание, полусумасшествие, лесбиянство, шаманизм и ещё, что самое противное: влюбление, – лучше сказать, отталкиваясь от цветаевской жизни, влюблядство».
«Творческий человек должен быть прежде всего правилен и нормален» – вот декларируемое кредо нашей Софочки. А вот его изнанка – Cофочка любуется плодами своего труда: «Забавно было смотреть, как по выдуманному поручению клиента выдуманное доверенное лицо получало приз за выдуманное достижение в виде никогда не писанного клиентом романа, рассказывало выдуманную историю о многотрудной биографии автора, соискателя и получателя премии 200… года, объясняя отсутствие номинанта необходимостью скрываться от беспредела, существующего в нашей стране, и жить за границей, в Лондоне. Ни в чём не было ни доли правды, всё – решительно вымысел. Но «доверенное» лицо даже произнесло имевшую резонанс речь, которая тоже была написана мною. По ТВ было смотреть интересно, как в театре, хорошо сделанная тобою работа, как хорошо продуманная и разыгранная по нотам музыкальная пьеса. Смотрела я с чувством большого сюжетного удовлетворения…»
Мы неслучайно привели такую обширную цитату – она выводит нас на новый уровень осмысления.
Дело в том, что эта Сонька оказывается не только лицом современной российской литературы, но и вообще ключевой фигурой нашей постиндустриальной, постмодернистской действительности, в которой реальность всё больше и больше подменяется информационным симулякром (псевдореальность информационных потоков). Всё, что не попадает в информационный поток, уже как бы и не существует. Зато всё, что подали на телеэкран с Сонькиным размахом, становится реальнее самой действительности. Вот вам и новые создатели, демиурги, творящие новый мир, творящие под себя и по своим законам! Это вам не какой-то там литературный негр, горбатящийся на хозяина. Это интеллектуальная, управляющая, манипулирующая элита, которой философы даже название придумали: «нетократия». Пустите Соньку в нетократию! Она справится… Подставные лица, проплаченная критика, взятки… «Когда всё это сопоставишь и вычленишь, так становится хорошо, и начинаешь думать о строительстве загородного дома». Вам страшно? А Софочке хорошо! А когда надо, она всегда сочинит теорийку, по которой всё зло только лишь от погони за славой. Она, подлая, всех и губит! А стоит остаться за кулисами – как Софочка, которая пишет инкогнито, для заказчиков, – и можно творить всё, что угодно, без ущерба для собственного психического здоровья. Кукловоду можно всё, если не высовываться из-за ширмы. Наш теоретик подполья даже не замечает, что это логика проститутки, торгующей только двумя местами из трёх, чтобы сохранить девственность для будущего мужа.
Слепота нашей Софочки порой поражает! Оказывается, «то, что они (искатели славы) делают, это не есть жизнь. Это какой-то эрзац, это что-то невнятное, что-то фантастически глупое, рабское и даже дьявольское». А вот то, что делает она – обман, взятки, воровство (скромно именуемое компиляцией), – к дьяволу не имеет никакого отношения. Это всё освящено идеей деторождения и народосохранения! Вот ещё одна грань Софочкиных талантов, дарованная ей автором. Из всех библейских заповедей наша героиня следует лишь одной: «плодитесь и размножайтесь». Все остальные разносит в хлам! «Зарабатывать деньги любым путём, даже безнравственным, чтобы растить детей и поставлять физически вам то народонаселение, которое вы будете воспитывать нравственно». Может, именно поэтому Софочка даже в своём единственном благородном стремлении напоминает матку гигантских насекомых из знаменитого блокбастера «Чужие». Да, пока ещё софочки ощущаются нами как «чужие». Но пройдёт время, и они заполонят весь мир собой и своим потомством.
И десять заповедей будут звучать так: гордись – гордыня способствует самоутверждению, пищеварению и улучшает цвет лица. Завидуй: зависть – двигатель прогресса. Лжесвидетельствуй – если это на пользу делу. Кради что плохо лежит. Прелюбодействуй – это способствует карьере. Суди – надо освободить мир от мыслящих иначе. И так далее. Ну что же возразить нам в заключение даже не Софочке, а автору, которая, к сожалению, спряталась за неё без остатка? Пожалуй, вот что…
Идея жизнесохранения – «чтобы жил народ» – не может оправдать безнравственности. Цель не оправдывает средства. Да, жизнь – это дар. Но «дар напрасный», если он не освящён духовным трудом, поиском Истины и Бога. Плодить, чтобы плодиться, – дурная, бессмысленная бесконечность. На земле достаточно народонаселения. И перед Богом все равны, все его дети. И землю унаследуют «кроткие» и «нищие духом», а не те, кто переписывает Слово Божие, выворачивая его наизнанку. Цель жизни не в том, чтобы плодиться как кролики, не брезгуя ради этого ничем, а в том, чтобы родить самого себя для Бога и помочь другим в том же.