Победу не отнять! Против власовцев и гитлеровцев. – М.: Яуза-пресс, 2010. – 352 с. – (Русский взгляд).
64 года назад, 1 августа 1946 года, в Москве был приведён в исполнение смертный приговор. Были казнены через повешение бывший генерал-лейтенант Андрей Власов и 11 бывших советских командиров, его ближайших сподвижников по так называемой Русской освободительной армии. Само имя казнённого и прозвище его сподвижников – власовцы – стали понятием нарицательным. Для большинства наших граждан – символом позорной измены своему народу, пособничества его самому злейшему врагу. Но для некоторых, их оказалось тоже немало, особенно за рубежом, Власов и власовцы – чуть ли не герои. Борцы за освобождение России от коммунизма, во всяком случае. Хотя есть сильное ощущение, что этот человек был мелковат.
О Власове и власовцах написано вполне достаточно, чтобы до конца и до тонкостей разобраться в том, кто это такие. Но автор отмечает, что никакой РОА в действительности не было почти до конца войны. Эти тысячи добровольных пособников гитлеровцам были рассеяны по всем германским частям (украинская дивизия СС, туркестанский и калмыцкий батальоны и т.д.). Но подлинной всероссийской освободительной армии не создавалось, были лишь фантазии. Власов был нужен Германии только для пропаганды. Он ездил с агитацией по занятым немцами областям, часто позволял себе лишнее, а это вызывало бешенство у германского командования. Мечты «о великой и свободной России», которые только и мог использовать для успеха своей пропаганды Власов, были категорически неприемлемы для его немецких господ.
Автор приводит ряд негативных высказываний высших чинов Третьего рейха о Власове.
Выписка из приказа фельдмаршала Кейтеля: «Ввиду неквалифицированных бесстыдных высказываний военнопленного русского генерала Власова во время поездки в Северную группу войск, происходившую без ведома фюрера и моего, перевести его немедленно в лагерь для военнопленных».
8 июня 1943 года, перед Курско-Орловской битвой, Гитлер подтвердил, что русская независимая армия никогда не будет создана и русские нужны Германии только как рабочие. А в сентябре вышло распоряжение о разоружении всех добровольческих частей и об отправке их на Атлантический вал против союзников. Такой был уже, по сути, конец всего замысла о независимой русской армии. И не с большевиками бились власовцы, как грозились и обещали, а с такими же русскими ребятами в шинелях да с войсками союзников.
6 октября 1943 г., Гиммлер: «Этот человек выдал все свои дивизии, весь свой план наступления и вообще всё, что знал. Мы купили его за шнапс, сигареты и баб. Очень дёшево. И вот эта русская свинья, господин Власов, предлагает свои услуги – что Россия может быть побеждена только русским народом».
А вот характерное высказывание самого Власова в конце войны, в полной мере характеризующее его предательскую сущность.
Ноябрь 1944 г., выписка из «Парижского манифеста»: «Ни в коем случае не добивайте немцев (речь идёт о советских войсках, освобождающих Румынию, Болгарию, Сербию). Наша цель – прекращение войны и заключение почётного мира с Германией».
Страшной и чёрной была жизнь бывшего генерала 2-й Ударной армии. Власов всю жизнь предавал всех и вся. Сталина, которому присягал и которым «восхищался». Родину, которой был обязан всем. Солдат и командиров 2-й Ударной армии, от которых сбежал. Своих покровителей из числа немецких генералов. Новых покровителей – Гиммлера и СС. Предательство стало для него нормой жизни, определённым внутренним содержанием. Результат такой жизни мог быть один – верёвка на шее во внутренней тюрьме Лефортово…