Сто пять лет назад, 1 мая 1918 года, на праздничной демонстрации в Москве глазам народных масс впервые явилась известная сегодня всему миру эмблема «Серп и молот». Автором символа союза рабочих и крестьян был художник-декоратор Евгений Иванович Камзолкин (1885–1957), ныне почти позабытый.
Большую часть жизни он прожил в подмосковном городе Пушкино. Весной 1918 года Евгений Иванович был главным художником театра Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов. В тот год в Советской России День международной солидарности трудящихся впервые отмечался как официальный государственный праздник. В ходе подготовки к празднованию Моссовет в рамках творческого конкурса поручил Камзолкину и его рабочей группе заняться оформлением Серпуховской площади. Во время выполнения этой работы ему и пришла идея создать эмблему в виде серпа и молота, отражающую единство рабочего класса и крестьянства.
Как рождался этот художественно-политический символ мирового масштаба, рассказывал участник проекта Сергей Герасимов, в дальнейшем народный художник и первый секретарь Союза художников СССР: «Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углём на длинных шпильках чертить рисунки. Камзолкин сказал: «А что если попробовать такую эмблему – пожалуй, будет советской?» При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри – молот: это будет рабочий класс. «Ведь, пожалуй, подойдёт», – сказал он. Мы согласились…»
Идеи представления орудий труда как символов нового строя тогда витали в воздухе. Это были и серп, и молот, и молот с наковальней, и коса с гаечным ключом, и меч с плугом... Графика скрещённых серпа и молота оказалась самой выразительной в художественном смысле и одновременно простой в исполнении. Тот случай, когда говорят, что гениальное просто.
Эскиз Камзолкина в Моссовете приняли без долгого обсуждения. Так известный сегодня всему миру символ единения впервые в истории появился на кумачовых полотнищах и праздничных стягах, украсивших Серпуховскую площадь и весь Замоскворецкий район Москвы 1 мая 1918 года.
Позже высшее руководство страны решило считать новый символ главной эмблемой государства. Уже в июле на V съезде Советов было утверждено включение «Серпа и молота» в государственный герб РСФСР. Прозвучало предложение усилить эмблему, добавив к серпу и молоту меч, как символ армии. Ленин не согласился, и в июле 1923 года вид статусного символа – знак с серпом и молотом был закреплён документально, в статье Основного закона государства.
За короткое время художественный образ, придуманный Евгением Камзолкиным, прошёл путь от броского оформительского знака в праздничных декорациях Москвы до главного символа Советского государства.
«Серп и молот» стал также одним из символов русского авангардизма, хотя сам художник с этим направлением был мало связан. Эмблема реально обрела самостоятельное художественное значение. Имя её создателя быстро забылось, и только по случаю 30-летия Октябрьской революции журналисты разыскали художника в подмосковном Пушкино, где с начала 20-х годов он жил в доме-теремке, построенном по его проекту. В прессе появилось несколько публикаций, после чего художника снова благополучно забыли.
Евгений Иванович происходил из старинной купеческой семьи, в партии не состоял, в общественной жизни почти не участвовал, в президиумах не заседал, не имел званий и наград, ничего не требовал от государства. В целом в реалии советской эпохи вписывался плохо. В то же время прекрасно понимал выдающееся значение созданного им художественного образа. Тогда люди искусства нередко получали высокие награды за заслуги меньшие, чем создание символа страны. Казалось бы, власти обязаны были достойно отметить автора выдающегося художественного образа. Но они не замечали художника.
Камзолкин жил один, скромно, занимался сценографией спектаклей (доводился дальним родственником Константину Станиславскому), вдохновляясь красотой подмосковной природы, увлечённо занимался пейзажной живописью, писал картины на древнеегипетские темы. Учил рисованию беспризорников местной колонии. Полотна художника хранятся сегодня в запасниках Третьяковской галереи, в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, Краеведческом музее Пушкино… В 1957 году Камзолкин тихо скончался. А потом сгорел и его дом-теремок.
О Камзолкине снова вспомнили в 1975 году, когда встал вопрос о создании герба города Пушкино. Вместе с названием города его увенчала эмблема «Серп и молот». Затем опять долгая полоса забвения, а в 2002 году местные власти убрали эмблему с герба.
Сегодня найдётся ничтожно мало граждан России, знающих, кто такой Евгений Иванович Камзолкин. Он почти никому не известен за рубежом.
Краеведы г. Пушкино устроили в городском музее (объект местного культурного значения) комнату-выгородку художника, здесь хранятся документы о его жизни и творчестве. Но более чем столетний дом находится в аварийном состоянии. Администрация округа Пушкино предложила музейщикам вывезти все экспонаты и переехать на время реставрации дома на дачу Струковых – другой объект местного культурного значения. «Однако, – недоумевает председатель Совета Московского областного отделения ВООПИК Алла Громинова, – [переезд предлагается] в сроки, которые можно установить для выноса мусора из гаража. Но никак не для переноса коллекций музея… При этом о планах реставрации ничего не слышно, то есть здание будет закрыто на неопределённый срок и без ясных перспектив для него как памятника». Мало того, здание дачи Струковых само уже десятый год нуждается в ремонте и не приспособлено для хранения музейных экспонатов.
Делать нечего, под «угрозой» реставрации музейщики приступили к подготовке коллекции для переезда, но пока это переезд «в никуда». На сайте музея выставлено извещение «Музей закрыт по техническим причинам». Аналогичное объявление и на входной двери в музей.