Победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив в этом году стал проект с необычным названием «Синдром добра». Команда авторов поставила перед собой непростую задачу: заглянуть чуть дальше слова «синдром», где не только добро, но и совершенно уникальный талант детей с особенностями ментального развития, который, без сомнения, найдёт своё отражение в авторском кино.
В центре проекта – короткометражная кинолента режиссёра-дебютанта Ивана Орлова с рабочим названием «Петров день» (художественный руководитель картины – Слава Росс). Главный герой фильма – воспитанник монастыря, подросток Петюня с синдромом Дауна. Роль, которую сыграть почти невозможно – только прожить, исполнил Ефим Глезеров. Режиссёр признаётся, что «увидел» в нём Петюню с первой же встречи. Для особенного актёра эта роль стала дебютом в кино, хотя творчеством Ефим занимается с раннего детства (отдаёт предпочтение музыке).
Не изменяя названию проекта, сюжет фильма отсылает к простым, но всегда важным истинам: вера в Бога, невозможная без веры в людей; детская мечта, ради которой необходимо поступить по-взрослому; любовь к ближнему, где ближний в восприятии мира может быть далёк от любых привычных стандартов. Ближайший друг Пети – послушник Арсений (Антон Бабушкин) – находит с ним общий язык именно благодаря мечте. Места стереотипам не останется и здесь: Арсений всерьёз увлечён авиацией, надеясь когда-нибудь оказаться за штурвалом настоящего самолёта. Искренняя любовь к небу объединит двух мечтателей, но заразить ею остальных обитателей монастыря окажется куда сложнее. Отец Паисий (Олег Дуленин) выступит «голосом разума», по-своему оберегая Петюню от «неполезного» увлечения. Кстати сказать, это увлечение небом в конце концов едва не приведёт к трагедии, однако со стороны режиссёра, выступившего также автором сценария, нет ни единого намёка на морализаторство.
По словам Ивана Орлова, три центральных персонажа фильма являют собой три пути к вере. Пути Арсения и отца Паисия, несмотря на кажущуюся противоположность, схожи – посредством ли науки и средств технического прогресса, посредством ли исправной службы и неотступного следования Писанию, оба они приходят к Богу, тогда как в душе Петюни Он явление безусловное, явление естественное. Кажется, ему доступно то, что остальные не могут заметить в упор; несмотря на то что формально воспитуемым является он, в итоге воспитываются взрослые. Благодаря ему.
Объектом для съёмок был выбран Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь в Переславле-Залесском. Уникальное место с многовековой историей сложно назвать фоном или съёмочной площадкой – завораживающие кадры монастыря должны выступить, скорее, особым действующим лицом, наравне с другой стихией – небом. Влюблённый в неё писатель и пилот Ричард Бах даёт как нельзя более точное определение: «Небеса – это не место и не время, но наше собственное совершенство». В своей солидарности с Бахом режиссёр фильма не стремится к познанию идеала и поиску абсолютной истины, но на примере простых, почти обыденных вещей доказывает, как любовь к жизни и вера в мечту могут сделать мир чуть лучше, чуть совершеннее.
Очень хочется надеяться, что, несмотря на сложносочинённость идеи, после монтажного периода, который проходит как раз в эти самые дни, картина получится удивительно тёплой и трогательной. Режиссёр не делает тайны из счастливого финала, и, думается, иных вариантов и быть не может.
Юля Строгая
Рабочий момент съёмок: режиссёр Иван Орлов, Антон Бабушкин и Ефим Глезеров