Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Синдром мемуариста

01 января 2007

ОТЦЫ И ДЕТИ

Олег Павлов. В безбожных переулках. – М.: Время, 2007. – 256 с.

В последнее время большой популярностью пользуется мемуарная литература. Пишут актёры, политики, спортсмены, любовницы знаменитостей. Считается, что современный читатель, пресытившийся пусть и привлекательными, но собирательными образами, жаждет «новой искренности».
Книга Олега Павлова формально отвечает этому запросу. Павлов повествует о своей семье, о школе, о районе на северо-востоке Москвы, где вырос. Есть здесь и заслуженный киевский дедушка, и строгая бабушка, и горемычная мать, шантажируемая пьяницей-отцом. И житьё-бытьё в двухкомнатной сырой каморке на первом этаже. И городская шпана семидесятых. И прекрасный русский язык – крепкая ткань павловской прозы. Одного только не увидел я, к сожалению, в книге Олега Павлова – её необходимости. Я имею в виду ту высокую необходимость, которая заставляет человека вдруг сделаться писателем, а не офисным клерком, и которая некогда явила отечественной литературе самого Павлова.
Виктор Пелевин когда-то совершенно верно заметил, что писатель – это не тот, кто всё время что-то пишет. Писатель может некоторое время и не писать. Читая Павлова, невольно сравниваешь его с другим ровесником – Павлом Санаевым. Повесть Санаева «Похороните меня за плинтусом» сейчас широко известна. В ней рассказывается потрясающая история из детства автора – сына и внука популярных советских актёров, мучимого чрезмерной опекой больной шизофренией бабушки. Книга эта, как сказали бы раньше, выстрадана. Поэтому она никого не оставила равнодушным. Характерно признание Санаева, что после этой повести он больше не мог писать и его карьера романиста, таким образом, не состоялась, даже после ободряющего начала. В случае Павлова, думается, действуют несколько иные побуждения. Вот его собственные слова: «Я честно сознался <…>, что умею писать, только отдавая долги, а если же я не буду отдавать авансов, то погибнет моё вдохновение. Сознался ещё в такой банальности, что хочу дописать роман. А что не могу прожить дня без строчки – это уж звучало так, как будто поведал на призывной комиссии, что страдаю энурезом». Что же тогда заставляет лауреата Букеровской премии торопливо «нарезать» преждевременные мемуары на романы и повести?
На этот вопрос может исчерпывающе ответить только сам Олег Павлов, а я рискну сделать лишь пару предположений. С одной стороны, к безостановочному писанию побуждают знакомые, кадящие фимиам со страниц литературных журналов («В безбожных переулках» уже удостоилась нескольких благоуханных рецензий). С другой стороны, похвалы не только притупляют чувство меры, но и обостряют все детские комплексы, и вот уже собственная биография, даже с высоты не самого значительного возраста, вдруг обретает сверхзначимость. Безусловно, для автора важны все этапы его становления, но для того, чтобы увлечь читателя, нужна неординарная фабула. Таковой фабулы в отличие от повести Санаева здесь нет. Роман Павлова – несколько довольно бессвязных и скучных картин из прошлого – обрывается так же немотивированно, как и протекает на всех ста страницах книги. Следующие восемьдесят страниц продолжаются повестью, в которой рассказывается о неинтересном отрочестве автора, совершенно типичном для обыкновенного московского мальчишки. Мелкое хулиганство, дружба и вражда с одноклассниками, первая неудачная попойка… Завершают книгу два рассказа – о юности и зрелости соответственно. Здесь ненадолго появляется настоящий Олег Павлов – острый и точный (рассказ «Сны о себе»). Уверен, знакомство с историей начинающего писателя, увлекательно изложенной Павловым, пойдёт на пользу любому, кто желает подкрепить собственное чувство необходимости в литературе опытом вполне состоявшегося в ней человека. Второй рассказ – эссе о посещении Ясной Поляны – имеет не художественную, а скорее, публицистическую ценность.
Видимо, синдром мемуариста вреден современному писателю. О скучном и невыразительном мире прошлого можно говорить языком обретённого с годами опыта, акцентируя и синкопируя образный строй произведения. А иначе, пользуясь излюбленным словом Олега Павлова, «пустовато» выходит. 

Максим ЛАВРЕНТЬЕВ, выпускник Литературного института имени М. Горького

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS