Закон жанра предполагает таким влюблённым несчастливую судьбу – обычно так и бывает, слишком большой груз ложится на молодые плечи, – но автор решил иначе.
Повесть написана исключительно легко, точно и, я бы сказала, прозрачно. Ощущение чистоты не оставляет, даже когда автор описывает конфликты, неизбежные при такой любви. То и дело встречаются образы и метафоры, которые могут украсить любое стихотворение. Назвать змею «струёй атласного тепла» может только поэт, даже не написавший в своей жизни ни одной поэтической строки.
Повесть Андрея Антипина «Дядька» – мрачная, грешащая, можно сказать, художественным натурализмом. Писатель описывает то, что и описывать нужно далеко не всегда, и при этом уделяет слишком пристальное внимание каким-то физическим деталям, делая их основой текста. По идее повесть – жизнеописание, которое вполне можно назвать панихидой тысячам загубленных мужских жизней. Тяжёлый труд и водка. Потом – безвременье и водка. Безработица и водка. Просто водка. И ощущение безнадёжности после прочтения давит, как могильные камни на забытых кладбищах. Если автор хотел такого эффекта, то он его, безусловно, достиг.
Особняком стоит произведение Екатерины Рощиной «Пряные ландыши», посвящённое старожилам русской глубинки, последним старикам вымирающих селений, уходящим в небытие вслед за государством, которое они создавали.
Они не захотели оставлять дома, хозяйство и привычный уклад жизни, предпочитая медленно угасать вдали от цивилизации, которая обошла их стороной.
И всё, что у них осталось на сегодняшний день, – это память об ушедших раньше соседях и друзьях.
Сюжет повести похож на лоскутное одеяло и состоит из нескольких перекликающихся между собой историй. Автор старается погрузить нас как можно глубже в жизнь героев, как можно более подробно рассказать о них, об их судьбах и быте.
Текст написан в лучших традициях деревенской прозы – непритязательный с первого взгляда, он обладает объёмностью и глубинной силой, поглощая внимание читателя, заставляя его сопереживать.
Рядом с людьми в тексте присутствует природа – в виде тех самых романтичных ландышей, показанных автором с неожиданной стороны. Они не просто символ чистоты, нежности и любви, а оказываются коварным мутантом, играющим роковую роль.
Конфликт поколений проявлен в отношении к цветку – забытые всеми старики воспринимают ландыш именно как «светлого мая привет», как что-то родное и близкое, аромат жёлтых цветов (в повести ландыши именно нежно-жёлтого цвета) для них неразрывен с воспоминаниями о счастливом прошлом.
Новое же поколение, отравленное размахом и вседозволенностью больших городов, и к цветам подходит с чисто практической точки зрения, привыкнув использовать всё и всех ради своего иллюзорного блага. Да, оно близко, да, его можно потрогать, сорвать и использовать, но красоту окружающего мира они воспринять не в состоянии. Наверное, их вина в этом только частичная – мир, в котором они живут, захватил их, подменив истинные ценности мелочностью духовной суеты, которую они привозят с собой в другой мир.
А мир деревни именно другой – простые люди живут по иным законам, зная, что такое настоящая дружба, любовь, проверенные временем, порядочность, проверенная тяжёлой судьбой и работой на благо народа.
Для того чтобы понять этот мир (не будем забывать, что для городского человека он слишком неспешен, неярок, однообразен), требуется не только желание, но и духовный труд.
А вот на него представитель молодого поколения совершенно не способен. Автор наделил этого героя отрицательными чертами, свойственными поколению молодых, – хотя понятно, что образ героя гиперболизирован для создания максимального контраста и на самом деле всё не так плохо.
Но в тексте конфликт идёт по нарастающей. В схватке города и деревни побеждает город, используя приёмы, против которых простодушным и открытым жителям хутора нечего противопоставить.
Ландыши, которые техногенный мир сделал странными существами с ядовитым запахом, сыграли свою роковую роль.
Кисловодская элегия Екатерины Полумисковой – настоящая лав-стори, грустная, щемящая неизбежным расставанием любящих сердец. Автор явно тоскует по Серебряному веку русского искусства, когда оно расцвело во всём своём великолепии. Герои повести – художник и актриса, люди самых что ни на есть богемных профессий.
Так же автор показывает неизбежный конфликт, возникающий при контакте художника с суровой прозой жизни, которая ставит его перед выбором между чистым искусством и зарабатыванием денег. С современной точки зрения проблемы нет никакой, ибо заработок – ни много ни мало роспись православного храма в Варшаве.
Лёгкими штрихами, почти как описываемый ею художник, автор рисует быт и обстановку пятигорского курорта конца позапрошлого века, где ещё не так давно был застрелен великий русский поэт. Вполне возможно, что читатель этой повести становится свидетелем рождения замысла одной из картин. Например, «Амазонки».
Но жизнь беспощадна, она вмешивается в судьбы двоих влюблённых, заставляя их делать жестокий и непростой выбор, который, увы, происходит не в пользу любви.
Анастасия ЧЕРЕНКОВА