Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Синтез свободы и справедливости

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Константин Алексеев. Владимир Соловьёв и судьба России: Социально-политические искания третьего пути.– М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 144 с. (Россия. В поисках себя...). 

О замечательном русском философе конца XIX века Владимире Соловьёве написаны мегатонны всевозможной литературы. К его последователям, единомышленникам, ученикам в той или иной мере относили и продолжают относить мыслителей самой драматичной нашей эпохи: Булгакова, Бердяева, Флоренского, Лосского, Трубецкого и других. Своим «духовным отцом» называли Соловьёва блистательные Блок и Белый.
Можно ли о «культовом» философе, умершем более столетия назад, поведать сегодня нечто свежее, оригинальное, ранее никем не изученное? Вряд ли. «Образованный класс» России «в общем и целом» знает, о чём мечтал и к чему призывал Владимир Соловьёв, о его исканиях, метаниях (явных и мнимых, субъективных и объективно обусловленных) между реакционерами и революционерами, славянофилами и западниками, клерикалами и вольнодумцами. Наши интеллектуалы неплохо осведомлены о философских принципах Соловьёва, о его духовно-нравственной устремлённости к возведению «Царствия Божиего на земле»...
Насколько оправданна попытка молодого тверского учёного Константина Алексеева сказать о корифее «своё веское слово»? Думается, оправданна вполне. Очевидно, что ныне Россия, как и в годы творчества Владимира Соловьёва, находится на жесточайшем перепутье...
У нас часто говорят о поиске национальной идеи, о необходимости построения справедливого общества и социального государства. Да и вопросы духовного возрождения, религиозного воспитания, морально-нравственного оздоровления, если верить нашим политикам, стоят не на последнем месте.
Алексеев написал весьма добротную монографию, снабдил её множеством полезных ссылок, осмыслил, «разобрал по полочкам» творчество русского философа, часто фокусируя внимание читателя на противоречиях взглядов Соловьёва с воззрениями двух ключевых фигур того времени – Льва Толстого и Константина Победоносцева. Более того – рассмотрел наследие героя книги с точки зрения актуальности-полезности в современном мире.
«Социально-политическое учение Соловьёва, – итожит автор, – представляло собой универсальный синтез, гарантирующий личную свободу при осуществлении принципов социальной справедливости, руководствующийся заповедями христианской религии. Проще говоря, это был европейского типа консерватизм, который при сохранении традиций не отрицал демократии и социализма».
Наверное, не вполне удачны примеры послевоенных Германии и Италии, государственное устройство которых, по мнению Алексеева, наиболее близко идеям-идеалам Владимира Соловьёва. Тем не менее книга может быть интересна как начинающим философам, так и признанным полемистам-гуманитариям. 

Андрей ЕФРЕМОВ

Обсудить в группе Telegram

Андрей Ефремов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS