О замечательном русском философе конца XIX века Владимире Соловьёве написаны мегатонны всевозможной литературы. К его последователям, единомышленникам, ученикам в той или иной мере относили и продолжают относить мыслителей самой драматичной нашей эпохи: Булгакова, Бердяева, Флоренского, Лосского, Трубецкого и других. Своим «духовным отцом» называли Соловьёва блистательные Блок и Белый.
Можно ли о «культовом» философе, умершем более столетия назад, поведать сегодня нечто свежее, оригинальное, ранее никем не изученное? Вряд ли. «Образованный класс» России «в общем и целом» знает, о чём мечтал и к чему призывал Владимир Соловьёв, о его исканиях, метаниях (явных и мнимых, субъективных и объективно обусловленных) между реакционерами и революционерами, славянофилами и западниками, клерикалами и вольнодумцами. Наши интеллектуалы неплохо осведомлены о философских принципах Соловьёва, о его духовно-нравственной устремлённости к возведению «Царствия Божиего на земле»...
Насколько оправданна попытка молодого тверского учёного Константина Алексеева сказать о корифее «своё веское слово»? Думается, оправданна вполне. Очевидно, что ныне Россия, как и в годы творчества Владимира Соловьёва, находится на жесточайшем перепутье...
У нас часто говорят о поиске национальной идеи, о необходимости построения справедливого общества и социального государства. Да и вопросы духовного возрождения, религиозного воспитания, морально-нравственного оздоровления, если верить нашим политикам, стоят не на последнем месте.
Алексеев написал весьма добротную монографию, снабдил её множеством полезных ссылок, осмыслил, «разобрал по полочкам» творчество русского философа, часто фокусируя внимание читателя на противоречиях взглядов Соловьёва с воззрениями двух ключевых фигур того времени – Льва Толстого и Константина Победоносцева. Более того – рассмотрел наследие героя книги с точки зрения актуальности-полезности в современном мире.
«Социально-политическое учение Соловьёва, – итожит автор, – представляло собой универсальный синтез, гарантирующий личную свободу при осуществлении принципов социальной справедливости, руководствующийся заповедями христианской религии. Проще говоря, это был европейского типа консерватизм, который при сохранении традиций не отрицал демократии и социализма».
Наверное, не вполне удачны примеры послевоенных Германии и Италии, государственное устройство которых, по мнению Алексеева, наиболее близко идеям-идеалам Владимира Соловьёва. Тем не менее книга может быть интересна как начинающим философам, так и признанным полемистам-гуманитариям.