Кто в 2013–2014 годах мог подумать, что Сирия выдержит тяжёлую атаку сил международного терроризма, организованную Вашингтоном и его союзниками в регионе вместе с НАТО. Даже в России мало кто рассчитывал на успех законных властей Сирии. Десятки тысяч головорезов съехались из разных мест Ближнего Востока, Евразии, даже из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, чтобы свергнуть президента Башара Асада, поднакопить опыт насилия и террора, а затем перенести его к себе.
Автор этой колонки последовательно, с 2011-го, выступала с неизменной позицией: Сирия – это дальние рубежи южного фронта России. Терроризм, накачивая мускулы в Сирии, предназначался Ирану, Средней Азии, России, Китаю и другим оппонентам Америки. Башар Асад получил политическую и военную поддержку сначала от Тегерана (тот в планах США стоял следующим в очереди на переворот), затем от Москвы. 30 сентября 2015 года ВС РФ начали военную операцию в Сирии. Благодаря этому Дамаск выстоял в кровавой войне и пресёк разбой оккупантов.
На фоне специальной военной операции РФ на Украине, которая затянулась и пошла по другому сценарию, мы подзабыли про Сирию. И вдруг новость: Башар Асад прибыл в Саудовскую Аравию на саммит Лиги арабских государств, и Сирия вернулась в арабский мир после 12 лет изоляции! Об этом, скрипя зубами, писали даже западные СМИ.
Важную роль сыграл Китай: он всё увереннее выступает на Ближнем Востоке как миротворец. В начале апреля в Пекине официально примирились Иран и Саудовская Аравия. В иных условиях этим занималась бы Россия – с обеими странами тесные связи, но СВО ощутимо отвлекает и сократила наши возможности в зонах конфликтов.
Значит ли это, что теперь в Сирии прочный мир? Конечно, нет. США по сей день властвуют в её нефтеносных регионах, а север оккупирован Турцией. И терроризм, излюбленный инструмент США, по-прежнему в ходу.
На днях директор СВР Сергей Нарышкин заявил, что США вновь намерены задействовать исламских экстремистов, именуемых американцами умеренной оппозицией. А две недели назад С. Нарышкин сообщал, что известный источник проблем – военная база Эт-Танф под контролем США на границе с Ираком – вновь используется для подготовки боевиков «Исламского государства» (запрещённая в РФ террористическая группировка), в том числе для их последующей засылки в Россию.
Так что как была Сирия дальним рубежом южного фронта России, так и остаётся. Однако Вашингтону отныне сложнее: Саудовская Аравия не принимает указания из Белого дома Джо Байдена, как принимала при Трампе, Китай готов использовать свой вес для стабилизации региона, Россия заложила крепкий фундамент для урегулирования.
Ко всему прочему лагерь государств, стремящихся к менее зависимому от США положению, растёт: более 20 стран заинтересованы во вхождении в БРИКС, процедуру их приёма планируется доработать к саммиту БРИКС в августе. Так решили главы МИД на встрече 1 июня в Кейптауне. Хотя с саммитом не всё просто: ЮАР признаёт юрисдикцию Международного уголовного суда.
Многополярный мир, к которому многие стремятся, может стать полем мировой войны между этими полюсами. А может стать более справедливой и сбалансированной конструкцией. Но для этого потребуется политическая мудрость, которую мало кто демонстрирует.