Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

СИРИЙСКИЙ КОТЕЛ

01 января 2007

Война

За полтора года, прошедшие с момента возжигания конфликта в Сирии, конечно же, общество кое-что узнало об этом государстве. Так, нам теперь известно, что за войной – противостояние алавитского меньшинства и суннитского большинства. И с определёнными допусками можно – с поправкой на арабскую этноспецифику – называть алавитское меньшинство просвещённым, а поддерживающее «оппозиционеров» суннитство более тёмным и бедным, хотя бы оно и опекаемо «прогрессивным Западом».

Попытка более детально разобраться в религиозном и этнокультурном спектре Сирии весьма затруднительна. Легко растеряться перед обилием здешних культов, сект и подконфессий. Плюс ко всему в Сирии сохраняется сильное племенное деление. Арабский мир – как верблюжья колючка, весь в шипах. А вот для крупных внешних игроков в геополитику эта концентрация разделённостей и противоречий представляется этаким увлекательным «преферансом».

Вся новейшая история Сирии – сплошная череда переворотов, одним из главных фигурантов которых был отец нынешнего Асада – Хафез. Сейчас Асадам припомнили и трагедию 1982-го, когда, подавляя исламистов, армия штурмовала город Хаму. Считается, впрочем, что это было неизбежной ценой политической стабилизации, которая была бы невозможной, приди к власти «Братья-мусульмане».

Исламский фундаментализм, основанный на фанатичной вере, весьма опасен – даже если уступать ему, пытаться его умиротворять, – он ни перед чем не остановится в реализации своих амбиций. Особенно теперь – когда уже столько пролито крови. Нынешнее руководство Сирии, думается, прекрасно понимает: уступи – и начнётся необратимое. Слишком велик потенциал мести. Вооружённая оппозиция уже продемонстрировала свою неготовность к компромиссам. Конфликт в Сирии уже принял формы гражданской войны.

Сирийский конфликт многомерен, и задач в его раздувании у антиправительственных сил несколько. Первая – ликвидация в подбрюшье Турции, восточного форпоста НАТО, арабского государства, устроенного на определённых социальных принципах.

Даже специфический сирийский социализм – это бельмо в глазу не только у Турции, но прежде всего у разбогатевших на нефти саудитов, Кувейта, Катара, Бахрейна… Для них это идейный противник и опасность снизу. В своей ненависти к социализму Асадов они едины с Америкой и Европой.

За «повстанцами» стоят фундаменталисты – в том числе и «Аль-Каида» в её новом американопослушном виде. Они мстят Асадам за революции 60-х и поражения начала 80-х годов прошлого века

Пройдёт время, и этот подростковый, вскормленный извне и обманутый национализм будет осуждён народным мнением – но дело уже будет сделано.

Наёмники из других арабских стран, которых Запад и лидеры Лиги арабских государств снаряжают и забрасывают в зону гражданской войны, в своей массе полны идеями джихада. Многое объясняется дикостью нравов, выдаваемой за пассионарность. Революция – это всегда справедливый гнев с абсолютной убеждённостью в правоте своего дела и тотальной порочности твоего противника. Но гнев можно канализировать в нужную сторону. Особенно когда рядом искушённые в постановках «цветных революций» наставники.

Зададимся вопросом: что побуждает Запад инспирировать страсти, свергать вполне прогрессивные, по меркам Востока, режимы и делать ставку на фундаментализм в арабском регионе? Думается, вашингтонские аналитики уверены, что мусульманский фундаментализм неизбежно сопровождается изоляционизмом. И приводит к структурным сдвигам, которые арабский мир выводят даже за пределы современных технологий. А если ещё удастся слепить политический конгломерат с вкраплениями либерализма, как оно случилось в Ливии, то ещё лучше. Это будет вялотекущая стагнация, легко управляемая извне. Здесь Америку ведут не столько трезвый расчёт, сколько интуиция искушённого в сложной игре картёжника, который всегда переиграет неопытного противника.

А по внешнему периметру этой «новой арабской ортодоксии» можно выстроить надёжный кордон. Общаться же с этим их миром можно будет через аравийских шейхов, заправляющих в арабской лиге.

Европе же радикализация и маргинализация отношений с Арабским Востоком может представляться возможностью в чём-то оградиться от страшных демографических вызовов новой эры, от пресловутого мультикультурализма, от деструктивного проникновения в «дикарского мусульманства».
Недавний визит г-жи Клинтон в Египет, где в президенты недавно избрали активиста фундаменталистской идеи, показывает, что «внешняя власть» ничуть не сомневается: этим «изолированным миром» можно благополучно управлять, играя на внутренних его противоречиях и выступая в роли модератора.

У Америки – своя правда. На англоязычных форумах они все пишут: «Мне не нравится, что делает Обама, но это президент моей страны… И я умру за него – если какой-то чужак-иностранец начнёт меня учить – как мне жить в Америке». Другим же в праве жить своим умом изначально отказано.
Как и «Братья-мусульмане» в своём формате мстителей, Америка пойдёт до конца в своей роли «мирового копа». Будет воздействовать на события если не мытьём, так катаньем. Придёт вместо корректного Обамы мормон Митт Ромни – и Америка реставрирует «бушизм» во всей его первозданности. Для их Капитолийского холма всё так же важно держать мир в узде, поглаживая по головке лояльных и жестоко наказывая непослушных. И системно, с применением компьютерного моделирования, решать частные задачи на Ближнем Востоке, «приручая упрямых дикарей» и хорошенько давая коленом под зад всяким там «социализмам» – и тем решая попутно в свою пользу ситуацию и в других регионах. Такова их политика, таковы их моральные убеждения.

А нам-то что делать? Закрыть глаза на всё это? Мы должны понимать, что происходит. Сирия – это земля древних культур, финикийских городов и прародины христианства (известно, что Христос говорил на древнесирийском языке). Советский Союз вовлёк её когда-то в свою орбиту – и она невольно тянулась к нам со времён массовой деколонизации. Башар Асад – не рахат-лукум и уж точно не вся Сирия «в одном флаконе». Но даже внешне он смотрится куда приличнее, чем те жирные шейхи, что требуют его на заклание. Возможно, когда-то его сможет заменить другой человек, но сейчас смена власти в Сирии – ещё большая кровь. Если мы просто согласимся бросить его в клетку к хищникам, в самом арабском мире одни нас будут презирать, другие ненавидеть.

Кстати, после атаки террористов на нью-йоркский Всемирный торговый центр в сентябре 2001-го Башар Асад сотрудничал с американцами в борьбе против террористов «Аль-Каиды», но и это ему не зачлось…

Геннадий СТАРОСТЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Старостенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS