Елена Ковальская: «…Я думаю, идёт реконструкция той системы, где культура полностью подчинена государству <…> И театр «ДОК» здесь не только бельмо на глазу, потому что в 5 км от Кремля идёт спектакль «БерлусПутин», но и потому, что он – независимый и успешный, потому что у него всё получается, и задушить его – это получить символический капитал…»
Ирина Прохорова: «Какой же это капитал, когда на самом деле нам хочется представить имидж страны на международной арене, и капитал-то этот и есть – театр «ДОК» и другие такие же театры, которые составляют славу страны…»
1. Если это – о той ужасной системе, в которой славу и символический капитал страны составлял не театр «ДОК», а такие совершенно разные (понятно, зависимые и малоуспешные, у которых ничего не получалось) – существовавшие одновременно! – режиссёры и театры, как Товстоногов (БДТ), Любимов (Таганка), Гончаров (Маяковка), Захаров (Ленком), Ефремов («Современник»), Эфрос (М. Бронная), Мильтинис (Паневежис), Шапиро (рижский ТЮЗ), Стуруа (театр Руставели, Тбилиси), Чхеидзе (театр Марджанишвили, Тбилиси), Габриадзе (Театр марионеток, Тбилиси), в которой родились и создали лучшие свои спектакли театры Фоменко, Додина, Виктюка… то – Господи! – накажи наконец же нас! – пошли на эту несчастнейшую, неблагодарнейшую, не умеющую оценить по достоинству свой «золотой запас» (театр «ДОК» и «другие такие же»), страну – РЕКОНСТРУКЦИЮ той губительной для всего живого на земле, СИСТЕМЫ, в которой цвёл и переливался разными зловещими и убогими оттенками этот отвратительный застой!..
2. (ХIХ век)
Рыдали критики: «З а с т о й!..» –
И были – Тютчев и Толстой…