Она заканчивается вселенским хаосом
Полемика о том, почему зло бывает обаятельным, а добро – бессильным, была начата Игорем Гамаюновым и Александром Мелиховым (статьи «Хочу быть Воландом» и «Преодоление страха», «ЛГ», № 4), продолжена Борисом Руденко и Ефимом Бершиным («В поисках героя» и «Заблудившийся дух», № 9), Алексеем Шороховым и Михаилом Ходановым («Брюс Уиллис во фраке и с хвостом» и «Зло – удел бессильных!», № 10), вызвала на форуме «ЛГ» острую дискуссию. Сегодня мы продолжаем разговор. Напоминаем наш электронный адрес для откликов gam@lgz.ru
Неоправданная жестокость, культ смерти и насилия, откровенный воинствующий аморализм – откуда это всё в нашей жизни? Почему стирается грань между добром и злом? Об этом мы беседуем с доктором психологических наук, профессором факультета психологии МГУ Лидией МАТВЕЕВОЙ.
– Лидия Владимировна, как вы полагаете, почему в нынешнем нашем обществе так понижен порог чувствительности ко всеобщему ожесточению?
– На мой взгляд, этому способствовали вот какие обстоятельства. Борьба добра и зла сейчас стала особенным образом интерпретироваться в СМИ с акцентом на негатив, и поэтому мы становимся свидетелями демонстративного обнажения тёмного начала в человеке и обществе. Такого рода визуализация, увиденная по ТВ или в Интернете, действует на человека сильнее, чем, например, книжные образы, растормаживает его, ослабляя защитные механизмы. Есть даже свежий фильм, который так и называется – «Очарование зла». Чем же оно так привлекательно? Для созидания нужна воля, а зло ведёт мир к хаосу, для этого сил прилагать не надо! Состояние хаоса опьяняет вседозволенностью. Ещё древние люди, понимавшие, что вседозволенность наносит непоправимый вред племени, разработали систему защиты своего микрообщества от разрушения. Эта система в развитых обществах обрела форму общественного порицания, гражданского и уголовного права. Иначе зло разрушило бы саму матрицу культуры!
– А может быть, у нас на самом деле покороблена эта матрица, если мы стали такими терпимыми к происходящему вокруг?
– Дело в том, что новая матрица ещё не создана, сейчас мы в переходном периоде. Посмотрите: кругом всеобщая депрессия, люди не знают, где право, где лево. Прямо-таки «ситуация карнавала» по Бахтину, когда все противоположности смешиваются! Эту биологическую норму легко определить – если у человека температура не 36,6, а 39,2, то он болен. А психологическая «температура» не такая явная, она у нас размыта. Известны же факты – человек украл банку селёдки, он объявлен преступником, а другой украл миллион, но тут начинаются дискуссии – вор он или просто обычный предприниматель? А всё потому, что вертикаль власти у нас построена, базовый порядок обеспечен, но вот культурной матрицы нет.
– Но если мы собираемся её формировать – нужно ведь вначале определиться, что она должна собой представлять?
– Главное требование – она должна способствовать выживанию общества! Иначе мы пропадём, как Рим или Византия… А ещё одна причина нынешних бед – это проблемы на уровне личного самоконтроля и ответственности и тех санкций, которые сам человек должен на себя накладывать. Совесть так или иначе есть в каждом, а если внутри нет деления «это можно, а это нельзя», то тут должно вмешаться общество со своими требованиями и моральными установками. Мне кажется, в этой критической ситуации люди старшего поколения, в которых ещё вживлена та старая культурная матрица, должны почувствовать ответственность за моральное состояние общества, передать новому поколению способность жить нравственно. Ведь «ситуация карнавала» не может длиться вечно, она заканчивается вселенским хаосом.
– То есть вместо одного Евсюкова, расстреливающего посетителей супермаркета, по улицам городов будут бродить стаи евсюковых?
– Вы думаете, Евсюков полагал, что, затеяв пальбу в супермаркете, он сделает свою жизнь лучше? Нет, он ни о чём не думал. Он действовал рефлекторно, как человек, привыкший стрелять, принимающий насилие над другими, как привычный способ самоутверждения. А такого рода модель поведения закладывается с детства – в отношениях с родителями, воспитывающими своё чадо кулаком, в созерцании бесконечных фильмов, воспевающих кровавые разборки, или в тех же компьютерных стрелялках, где ты за один вечер можешь перестрелять сотни людей. Такая модель поведения закладывается в подсознание. В каком то смысле Евсюков жертва этой ситуации – одну матрицу у него отобрали, а другую не вживили, и «культурные тормоза» у него не сработали. Я думаю, что значительную долю вины за этот трагический случай должны понести и люди, формирующие информационную политику в нашей стране. Информационное пространство нужно насытить другими, позитивными примерами. Наши учёные, космонавты, полководцы, деятели искусства и культуры, все те, кто свою жизнь посвятил своей стране, – разве это не материал для таких позитивных примеров? Надо создать традицию восстановления своей родословной в каждой семье, чтобы каждое новое поколение чувствовало себя продолжением позитивного начала. Нужно вытеснять информацию, разрушающую психику человека, позитивной культурой – вот что требуется! Эта самая культура сейчас забилась в уголок и тихо плачет…
– Может быть, сейчас нужен некий собирательный образ героя, которому можно подражать?
– Создали уже и тиражируют в фильмах ужасов Франкенштейна. Он – тоже собирательный образ. А всмотритесь в нынешних книжных героев так называемой массовой литературы – в персонажей Минаева, Акунина, Пелевина, да разве они могут быть ориентиром поведения для молодого человека? Это всё герои-разрушители, а для наших реалий требуются другие люди – созидатели. Взять тот же сериал «Школа», о котором много писали. Зачем показывать мерзость крупным планом, если школьная культура у нас в стране, несмотря ни на что, всё-таки сохранена и в ней есть много позитивного? Навязывание негатива – это ещё и элемент информационной войны, когда в нас подрывают веру в собственные силы…
Беседу вёл