. Жаргон подлинности: О немецкой идеологии / Пер.: Е.В. Борисов. – М.: «Канон+» РОИИ «Реабилитация», 2011. – 191 с. – 1000 экз.
Адорно сложно назвать самым ярким представителем идеологии, которая была назначена как руководство к действию оккупационными войсками США послевоенной Европе. Но он, вероятно, самый усердный критик того философского направления, которое развивает римско-германскую традицию мировосприятия, обходясь без подпорок англосаксонского позитивизма.
В своём желании разоблачить и заклеймить нечистые помыслы классиков немецкой философии «американо-немецкий» фрейдомарксист может показаться менее спекулятивным, чем другие послевоенные пропагандисты, выпестованные «франкфуртской школой». Он вынужден ответственнее относиться к первоисточникам, определявшим геополитическую динамику в ХХ веке. Но некоторые элементы, демонстрирующие тенденциозность авторского замысла, присутствуют уже в названии книги.
Однако Адорно не удалось увязать собственный философский жаргон с постиндустриальным и экологическим мышлением. В этой ипостаси его творчество вряд ли будет востребовано грядущими «защитниками лесов» и «дикой природы». Не способный оторваться от своих корней Адорно продолжает антикрестьянскую традицию, заложенную в теорию «гражданского общества» как минимум Монтескье и развитую Марксом. Сложно будет поклонникам Адорно следовать и идеям прогресса, которые являются частью новоевропейского мышления. В отношении к технологиям он – последовательный фрейдист, иррационально опасающийся «негуманного» процесса высокотехнологического производства. Его клиент – мелкий брокер или крупный коммивояжёр, занятый в сфере финансового оборота. Выйти из мышеловки либерального антропологического мышления, которое, по словам Адорно, порождает фашизм и одновременно им же уничтожается, – принципиально неразрешимая задача.
Удручающе звучит и апологетика американского образа жизни: неужели можно всерьёз вещать о том, что в «Северной Америке нет не только межевой тропы, но и деревень»? Кочевник Адорно действительно не замечает существования резерваций на «новой родине»!
Фрейдизм и его разновидности, являющиеся способом отказа от рационального мышления и силой разрушения универсума, необходимо исследовать как инструмент манипулирования массами. Уходящая натура фрейдомарксизма хорошо показывает способы формирования возбуждённой толпы, в которой, разглядев одного, сразу узнаешь всех. Деятелей «франкфуртской школы» не интересуют противоречия доктрин Маркса и Фрейда, они не хотят их ни устранять, ни замечать. Они их утилитарно используют, ведь благодаря противоречиям можно придавать любой идеологический окрас направлениям малограмотной субкультуры – от диких волосатых хиппи до причёсанных урбанизированных хипстеров, незатейливо спекулируя жаргонными образами «свободы».
Не является открытием то, что все «молодёжные революции» начиная с парижских волнений 1968 года являются триумфом политтехнологий, разработанных деятелями «франкфуртской школы». Поэтому в периоды политических обострений полезно взглянуть на эту причудливую смесь марксизма и фрейдизма, чтобы снизить риск манипуляций, уменьшить вовлечение в плановый «сизифов бунт». Хорошим пособием для «отчуждения» от инфантильных преобразований может быть исследование книги Теодора Адорно.