Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сизифов бунт

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Адорно Теодор В. Жаргон подлинности: О немецкой идеологии / Пер.: Е.В. Борисов. – М.: «Канон+» РОИИ «Реабилитация», 2011. – 191 с. – 1000 экз.

Адорно сложно назвать самым ярким представителем идеологии, которая была назначена как руководство к действию оккупационными войсками США послевоенной Европе. Но он, вероятно, самый усердный критик того философского направления, которое развивает римско-германскую традицию мировосприятия, обходясь без подпорок англосаксонского позитивизма.

В своём желании разоблачить и заклеймить нечистые помыслы классиков немецкой философии «американо-немецкий» фрейдомарксист может показаться менее спекулятивным, чем другие послевоенные пропагандисты, выпестованные «франкфуртской школой». Он вынужден ответственнее относиться к первоисточникам, определявшим геополитическую динамику в ХХ веке. Но некоторые элементы, демонстрирующие тенденциозность авторского замысла, присутствуют уже в названии книги.

Однако Адорно не удалось увязать собственный философский жаргон с постиндустриальным и экологическим мышлением. В этой ипостаси его творчество вряд ли будет востребовано грядущими «защитниками лесов» и «дикой природы». Не способный оторваться от своих корней Адорно продолжает антикрестьянскую традицию, заложенную в теорию «гражданского общества» как минимум Монтескье и развитую Марксом. Сложно будет поклонникам Адорно следовать и идеям прогресса, которые являются частью новоевропейского мышления. В отношении к технологиям он – последовательный фрейдист, иррационально опасающийся «негуманного» процесса высокотехнологического производства. Его клиент – мелкий брокер или крупный коммивояжёр, занятый в сфере финансового оборота. Выйти из мышеловки либерального антропологического мышления, которое, по словам Адорно, порождает фашизм и одновременно им же уничтожается, – принципиально неразрешимая задача.

Удручающе звучит и апологетика американского образа жизни: неужели можно всерьёз вещать о том, что в «Северной Америке нет не только межевой тропы, но и деревень»? Кочевник Адорно действительно не замечает существования резерваций на «новой родине»!

Фрейдизм и его разновидности, являющиеся способом отказа от рационального мышления и силой разрушения универсума, необходимо исследовать как инструмент манипулирования массами. Уходящая натура фрейдомарксизма хорошо показывает способы формирования возбуждённой толпы, в которой, разглядев одного, сразу узнаешь всех. Деятелей «франкфуртской школы» не интересуют противоречия доктрин Маркса и Фрейда, они не хотят их ни устранять, ни замечать. Они их утилитарно используют, ведь благодаря противоречиям можно придавать любой идеологический окрас направлениям малограмотной субкультуры – от диких волосатых хиппи до причёсанных урбанизированных хипстеров, незатейливо спекулируя жаргонными образами «свободы».

Не является открытием то, что все «молодёжные революции» начиная с парижских волнений 1968 года являются триумфом политтехнологий, разработанных деятелями «франкфуртской школы». Поэтому в периоды политических обострений полезно взглянуть на эту причудливую смесь марксизма и фрейдизма, чтобы снизить риск манипуляций, уменьшить вовлечение в плановый «сизифов бунт». Хорошим пособием для «отчуждения» от инфантильных преобразований может быть исследование книги Теодора Адорно.

Сергей УГОЛЬНИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Сергей Угольников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS