Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сказ об истребителях и небесных ангелах

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

3 июля – день освобождения Минска – символизирует собой освобождение всей республики от гнёта фашистских оккупантов. Поэтому здесь ежегодно отмечаются две памятные даты – День Победы и День освобождения Беларуси, который в этом году республика будет праздновать в 65-й раз. Свой вклад в увековечение памяти об этих великих исторических событиях вносят и деятели искусства. Так, Белорусский государственный академический музыкальный театр подготовил премьеру – спектакль «Небесный тихоход», созданный по мотивам широко известного одноимённого фильма. Данная постановка является совместной акцией театральных деятелей Минска и Санкт-Петербурга, осуществлённой в рамках Года культуры России в Беларуси.

Киноленту эту по собственному сценарию поставил режиссёр Семён Тимошенко. А небывалую популярность она приобрела во многом благодаря музыке ленинградского композитора Василия Соловьёва-Седого, удостоенного ещё в 1943 году Государственной премии СССР за цикл песен о войне. И сегодня в народе живут два «хита» из этого кинофильма – «Потому что мы пилоты» на стихи Алексея Фатьянова и «Пора в путь-дорогу» на стихи Соломона Фогельсона.

Хоть Соловьёв-Седой больше известен как автор песен, он написал также большое количество произведений различных жанров, в том числе и музыкальных комедий. На основе музыки, написанной к кинофильму «Небесный тихоход», композитор намеревался создать музыкальную комедию, предназначенную для театра. В этот замысел был посвящён его ученик и близкий друг Марк Самойлов – ныне народный артист России, известный петербургский композитор, чьи произведения ещё с советских времён идут практически во всех музыкальных театрах. Марка Самойлова не без оснований считают талантливым наследником творческой лаборатории Соловьёва-Седого, ведь он, начиная с 1957 года, на протяжении более чем 20 лет был аранжировщиком всех произведений Василия Павловича. И после того, как Соловьёва-Седого не стало, Самойлов, как эстафету, принял на себя его нереализованную идею. В 1995 году он по мотивам фильма создал оригинальное произведение – лирическую музыкальную комедию.

Узнаваемые с первых тактов темы песен Соловьёва-Седого не только звучат в своём первозданном виде, но и лейтмотивом проходят по всему произведению, которое Самойлов развернул до объёма мюзикла, наполнив оригинальными жанровыми номерами. А в этом он уже отталкивался от пьесы, написанной драматургом Алексеем Яковлевым. Создавать либретто музыкальной комедии, опираясь на киносценарий, – дело непривычное и рискованное, ведь при этом происходит перенос одного вида искусства в другой, где преобладает условный план. «Но в нашем случае помогло то, что в фильме есть развёрнутый сюжет, основные перипетии которого можно без больших потерь вместить в формат сценического музыкального произведения, – говорит композитор. – Большой удачей я считаю также стихи Вячеслава Вербина, которые звучат во всех моих музыкальных номерах. Они отличаются совершенством поэтической формы, а также лирической проникновенностью и смысловой наполненностью».

В отличие от других произведений Марка Самойлова, в «Небесном тихоходе» нет развёрнутой музыкальной драматургии. В данном случае задача композитора заключалась в том, чтобы выдержать своё творение в соловьёво-седовском стиле. «Здесь есть дуэты, трио, ансамбли, но в целом я стремился воссоздать дух советской песни, – признаётся автор. – Если говорить обобщённо, то в этом произведении представлена вокальная лирика песенного типа». Эти особенности музыкального материала делают спектакль доступным для всех и особенно любимым ветеранами. Не случайно директор и художественный руководитель Белорусского музыкального театра Алексей Исаев к знаменательной дате выбрал именно эту постановку. Отметим, что и половину мест в зале театр отдаёт ветеранам.

Вместе с композитором из Санкт-Петербурга в Минск приехала и постановочная группа спектакля: режиссёр Любовь Дементьева, сценограф Иван Совлачков и балетмейстер Александр Бесков, которые работали в содружестве с главным дирижёром Белорусского музыкального театра Анатолием Лапуновым и главным хормейстером Светланой Петровой.

Итак, уловив до боли знакомые темы в увертюре, зритель увидел на сцене любимых персонажей, бравых лётчиков-истребителей – майора Булочкина, капитана Кайсарова и старшего лейтенанта Тучу, решивших для себя, что «первым делом – самолёты, ну а девушки – потом!». На каждую из этих ролей назначено несколько исполнителей. В премьерном спектакле образ майора Булочкина воплощал ведущий солист Антон Заянчковский. Зная труппу театра, о таком раскладе сил можно было легко догадаться заранее: более фактурного актёра, способного одним только своим видом оправдать образ красавца военного, в театре просто нет. Не говоря уже о вокальном мастерстве, без чего немыслим ведущий солист, Заянчковский особенно силён в лирико-драматических сценах. Роль капитана Кайсарова исполнил Виктор Циркунович – не только обладатель большого голоса, но и всесторонне одарённый артист, для которого не существует рамок амплуа. Капитан Кайсаров в его исполнении – балагур и весельчак, самый обаятельный из всех асов, умеющий найти выход из любого положения. В образе старшего лейтенанта Тучи, уверенного в себе уроженца донской станицы, предстал Александр Осипец – яркий характерный артист, который особенно силён в комедийных сценах.

Все события спектакля происходят в расположении женской эскадрильи, куда в начале действия и попадает главный герой. Перед глазами зрителя разворачивается панорама военного аэродрома, а на переднем плане – кажущийся настоящим самолёт, верхние и нижние крылья которого соединены между собой при помощи N-образных стоек, та самая «этажерка» с красной звездой на борту и плакатной надписью «Мстим за боевых подруг». Несомненно, художник-постановщик при создании сценографии к этому спектаклю не обошёлся одной лишь творческой фантазией.

И вот на фоне такого военного антуража показываются будни и быт девушек-лётчиц и их взаимоотношения с командиром и его товарищами, а все фронтовые действия происходят «за кадром» (ведь комедия – лирическая). Но зрителю всё равно понятно, каково девушкам на войне: при появлении командира они все повально спят, потому что только утром вернулись с задания. Лишь под покровом ночи их лёгкие бомбардировщики могли на сверхмалой высоте с выключенными двигателями пересечь линию фронта и подойти к заданной цели. А после сброса бомб двигатель снова включался, и самолёт, набирая скорость, пытался уйти от преследования, используя рельеф местности. И таких вылетов у девушек было по нескольку в течение ночи. Ведь не зря за каждый сбитый У-2 немецких истребителей и зенитчиков награждали Железным крестом. Немцы называли этих хрупких созданий «ночными ведьмами», а для нас они были небесными ангелами, помогающими приблизить Победу…

На сцене все они – весёлые, жизнерадостные и статные, как на подбор. И поголовно все без ума от своего командира: одна подарочек преподнесёт в виде пачки папирос, другая расскажет о самом сокровенном, третья песенку споёт… Они обожают его как мужчину и даже видят в нём что-то отцовское, ведь большинству девушек-лётчиц не было и 20 лет. Старшая среди них и по возрасту, и по званию – штурман Катя Кутузова, роль которой исполняет самая опытная из солисток Ирина Шитикова. Она выделяется среди одинаково одетых лётчиц не только внешностью, но и отточенным актёрским мастерством.

Но как ни обожали своего командира лётчицы, а влюбился он, притом с первого взгляда, в спецкора «Комсомольской правды» Лену Павлову, которая по заданию редакции прибыла в расположение авиаполка. В образе белокурой красавицы-журналистки предстала блистательная Маргарита Александрович, чрезвычайно органичная, обладающая всем набором выразительных сценических средств. Это символ мирной гармоничной жизни, о которой так мечтают девушки-лётчицы.

Кроме солистов-вокалистов в спектакле заняты артисты хора, создающие коллективный портрет лётчиков и лётчиц. Это единственный из спектаклей театра, в котором не участвуют артисты балета – таково было решение режиссёра. Конечно, уже давно вошло в практику, что артисты хора танцуют наравне с солистами, и в данной постановке режиссёр совместно с балетмейстером подняли их хореографический уровень ещё на ступеньку выше. «Мне не хотелось привносить в этот спектакль дополнительных эффектов, – говорит Любовь Дементьева, – действие должно выглядеть как можно более натуральным, и играть  мы должны душою и сердцем». Таким образом, главная идея спектакля заключается в том, что на войне любовь не только не мешает, а, наоборот, придаёт силы, чтобы выжить ради будущего счастья.

Зоя ЛЫСЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Зоя Лысенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS