3 июля – день освобождения Минска – символизирует собой освобождение всей республики от гнёта фашистских оккупантов. Поэтому здесь ежегодно отмечаются две памятные даты – День Победы и День освобождения Беларуси, который в этом году республика будет праздновать в 65-й раз. Свой вклад в увековечение памяти об этих великих исторических событиях вносят и деятели искусства. Так, Белорусский государственный академический музыкальный театр подготовил премьеру – спектакль «Небесный тихоход», созданный по мотивам широко известного одноимённого фильма. Данная постановка является совместной акцией театральных деятелей Минска и Санкт-Петербурга, осуществлённой в рамках Года культуры России в Беларуси.
Киноленту эту по собственному сценарию поставил режиссёр Семён Тимошенко. А небывалую популярность она приобрела во многом благодаря музыке ленинградского композитора Василия Соловьёва-Седого, удостоенного ещё в 1943 году Государственной премии СССР за цикл песен о войне. И сегодня в народе живут два «хита» из этого кинофильма – «Потому что мы пилоты» на стихи Алексея Фатьянова и «Пора в путь-дорогу» на стихи Соломона Фогельсона.
Хоть Соловьёв-Седой больше известен как автор песен, он написал также большое количество произведений различных жанров, в том числе и музыкальных комедий. На основе музыки, написанной к кинофильму «Небесный тихоход», композитор намеревался создать музыкальную комедию, предназначенную для театра. В этот замысел был посвящён его ученик и близкий друг Марк Самойлов – ныне народный артист России, известный петербургский композитор, чьи произведения ещё с советских времён идут практически во всех музыкальных театрах. Марка Самойлова не без оснований считают талантливым наследником творческой лаборатории Соловьёва-Седого, ведь он, начиная с 1957 года, на протяжении более чем 20 лет был аранжировщиком всех произведений Василия Павловича. И после того, как Соловьёва-Седого не стало, Самойлов, как эстафету, принял на себя его нереализованную идею. В 1995 году он по мотивам фильма создал оригинальное произведение – лирическую музыкальную комедию.
Узнаваемые с первых тактов темы песен Соловьёва-Седого не только звучат в своём первозданном виде, но и лейтмотивом проходят по всему произведению, которое Самойлов развернул до объёма мюзикла, наполнив оригинальными жанровыми номерами. А в этом он уже отталкивался от пьесы, написанной драматургом Алексеем Яковлевым. Создавать либретто музыкальной комедии, опираясь на киносценарий, – дело непривычное и рискованное, ведь при этом происходит перенос одного вида искусства в другой, где преобладает условный план. «Но в нашем случае помогло то, что в фильме есть развёрнутый сюжет, основные перипетии которого можно без больших потерь вместить в формат сценического музыкального произведения, – говорит композитор. – Большой удачей я считаю также стихи Вячеслава Вербина, которые звучат во всех моих музыкальных номерах. Они отличаются совершенством поэтической формы, а также лирической проникновенностью и смысловой наполненностью».
В отличие от других произведений Марка Самойлова, в «Небесном тихоходе» нет развёрнутой музыкальной драматургии. В данном случае задача композитора заключалась в том, чтобы выдержать своё творение в соловьёво-седовском стиле. «Здесь есть дуэты, трио, ансамбли, но в целом я стремился воссоздать дух советской песни, – признаётся автор. – Если говорить обобщённо, то в этом произведении представлена вокальная лирика песенного типа». Эти особенности музыкального материала делают спектакль доступным для всех и особенно любимым ветеранами. Не случайно директор и художественный руководитель Белорусского музыкального театра Алексей Исаев к знаменательной дате выбрал именно эту постановку. Отметим, что и половину мест в зале театр отдаёт ветеранам.
Вместе с композитором из Санкт-Петербурга в Минск приехала и постановочная группа спектакля: режиссёр Любовь Дементьева, сценограф Иван Совлачков и балетмейстер Александр Бесков, которые работали в содружестве с главным дирижёром Белорусского музыкального театра Анатолием Лапуновым и главным хормейстером Светланой Петровой.
Итак, уловив до боли знакомые темы в увертюре, зритель увидел на сцене любимых персонажей, бравых лётчиков-истребителей – майора Булочкина, капитана Кайсарова и старшего лейтенанта Тучу, решивших для себя, что «первым делом – самолёты, ну а девушки – потом!». На каждую из этих ролей назначено несколько исполнителей. В премьерном спектакле образ майора Булочкина воплощал ведущий солист Антон Заянчковский. Зная труппу театра, о таком раскладе сил можно было легко догадаться заранее: более фактурного актёра, способного одним только своим видом оправдать образ красавца военного, в театре просто нет. Не говоря уже о вокальном мастерстве, без чего немыслим ведущий солист, Заянчковский особенно силён в лирико-драматических сценах. Роль капитана Кайсарова исполнил Виктор Циркунович – не только обладатель большого голоса, но и всесторонне одарённый артист, для которого не существует рамок амплуа. Капитан Кайсаров в его исполнении – балагур и весельчак, самый обаятельный из всех асов, умеющий найти выход из любого положения. В образе старшего лейтенанта Тучи, уверенного в себе уроженца донской станицы, предстал Александр Осипец – яркий характерный артист, который особенно силён в комедийных сценах.
Все события спектакля происходят в расположении женской эскадрильи, куда в начале действия и попадает главный герой. Перед глазами зрителя разворачивается панорама военного аэродрома, а на переднем плане – кажущийся настоящим самолёт, верхние и нижние крылья которого соединены между собой при помощи N-образных стоек, та самая «этажерка» с красной звездой на борту и плакатной надписью «Мстим за боевых подруг». Несомненно, художник-постановщик при создании сценографии к этому спектаклю не обошёлся одной лишь творческой фантазией.
И вот на фоне такого военного антуража показываются будни и быт девушек-лётчиц и их взаимоотношения с командиром и его товарищами, а все фронтовые действия происходят «за кадром» (ведь комедия – лирическая). Но зрителю всё равно понятно, каково девушкам на войне: при появлении командира они все повально спят, потому что только утром вернулись с задания. Лишь под покровом ночи их лёгкие бомбардировщики могли на сверхмалой высоте с выключенными двигателями пересечь линию фронта и подойти к заданной цели. А после сброса бомб двигатель снова включался, и самолёт, набирая скорость, пытался уйти от преследования, используя рельеф местности. И таких вылетов у девушек было по нескольку в течение ночи. Ведь не зря за каждый сбитый У-2 немецких истребителей и зенитчиков награждали Железным крестом. Немцы называли этих хрупких созданий «ночными ведьмами», а для нас они были небесными ангелами, помогающими приблизить Победу…
На сцене все они – весёлые, жизнерадостные и статные, как на подбор. И поголовно все без ума от своего командира: одна подарочек преподнесёт в виде пачки папирос, другая расскажет о самом сокровенном, третья песенку споёт… Они обожают его как мужчину и даже видят в нём что-то отцовское, ведь большинству девушек-лётчиц не было и 20 лет. Старшая среди них и по возрасту, и по званию – штурман Катя Кутузова, роль которой исполняет самая опытная из солисток Ирина Шитикова. Она выделяется среди одинаково одетых лётчиц не только внешностью, но и отточенным актёрским мастерством.
Но как ни обожали своего командира лётчицы, а влюбился он, притом с первого взгляда, в спецкора «Комсомольской правды» Лену Павлову, которая по заданию редакции прибыла в расположение авиаполка. В образе белокурой красавицы-журналистки предстала блистательная Маргарита Александрович, чрезвычайно органичная, обладающая всем набором выразительных сценических средств. Это символ мирной гармоничной жизни, о которой так мечтают девушки-лётчицы.
Кроме солистов-вокалистов в спектакле заняты артисты хора, создающие коллективный портрет лётчиков и лётчиц. Это единственный из спектаклей театра, в котором не участвуют артисты балета – таково было решение режиссёра. Конечно, уже давно вошло в практику, что артисты хора танцуют наравне с солистами, и в данной постановке режиссёр совместно с балетмейстером подняли их хореографический уровень ещё на ступеньку выше. «Мне не хотелось привносить в этот спектакль дополнительных эффектов, – говорит Любовь Дементьева, – действие должно выглядеть как можно более натуральным, и играть мы должны душою и сердцем». Таким образом, главная идея спектакля заключается в том, что на войне любовь не только не мешает, а, наоборот, придаёт силы, чтобы выжить ради будущего счастья.