Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сказка ещё не рассказана

01 января 2007

ИСКУССТВО

Не всякому человеку повезёт всю жизнь прожить там, где родился. Не всякому и честь выпадет ровесником быть своему городу. Подмосковный Долгопрудный в этом году отметит своё 50-летие. Полвека назад здесь в семье рабочих Долгопрудненского научно-производственного предприятия родился Александр ФЁДОРОВ – будущий мастер народного промысла Федоскино, заслуженный художник России.

Лаковая миниатюра издавна была близка и тонкому ценителю живописи, и собирателю-коллекционеру, и обычному человеку. Корни этого искусства уходят в глубокую древность. Оно пришло в Европу с Востока, из Китая, где со II тысячелетия до н. э. начали изготавливать первые «китайские лаки». Расписные табакерки из папье-маше покорили европейскую публику в XVIII веке, а чуть позже фабрики художественных лаков возникли и в России. Многогранность, многозвонкость, многоликость души русского народа – всё это нашло своё отражение в маленьких шедеврах.

Тончайшее искусство темперной миниатюры на лаковых изделиях традиционно развивалось в Палехе, Мстёре и Холуе. А вот в подмосковном Федоскине миниатюра выполняется масляными красками на чёрном фоне. Здесь и сюжетные композиции, и пейзажи, и натюрморты, и даже портреты. Мажорный колорит и строгая законченная композиция. 

Александр Фёдоров работает в той же технике, которая прижилась в Федоскине более двухсот лет назад. Плотное письмо. Тот же «замалёвок» как первый этап, «перемалёвок» – второй и, наконец, «бликовка». Простые, ясные слова, выражающие суть работы. От этих слов веет стариной, основательностью, трудолюбием и непреходящей народной иронией. А чего стоит хотя бы знаменитая федоскинская «макалка», с помощью которой получают особый рисунок на поверхности шкатулки. Ларчики и шкатулочки украшены тончайшим орнаментом, выполненным в уникальной технике скани. Художник её очень любит и применяет почти в каждом изделии. 

Вот что пишет об Александре Фёдорове известный искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Н.О. Крестовская: «Внимание истинного ценителя привлекают не только профессиональная живопись, но и предельно малые размеры его миниатюр, их рельефное обрамление, безупречное авторское клеймо-вензель, выполненное в технике золотой скани». Не всякий мастер имеет такое клеймо. Составленное из инициалов автора, оно само является произведением искусства и одним из отличительных признаков произведений Александра Фёдорова. 

Итак, традиционное трёхслойное письмо в XXI веке остаётся неизменным, и это удивительно. Для чего может пригодиться современному практичному человеку такая «безделица»: миниатюрная шкатулочка, ларчик, баул, панно? Какой компьютеризировано-зауженный интерьер украсят сегодня эти изделия? Это отдельная тема, требующая нового исследования. Чудо в том, что спрос на произведения декоративно-прикладного искусства в наши дни, несомненно, растёт во всём мире. 

Шкатулки «Подмосковье», «Усадьба Виноградово на Долгих Прудах», ларчик «Ручей в осеннем лесу» открывают перед нами родные сердцу подмосковные картины. Так и хочется приложить такую шкатулочку к уху и послушать шум леса, звон ручья, пенье птиц. Остаётся только шагнуть внутрь, за неприступные узелки скани, а если выйдешь из мастерской художника – сразу попадаешь в тот же лес, к той же речке, на ту же поляну. 

В Государственном Русском музее находятся именно такие, простые и сердечно-открытые, работы мастера – шкатулки «В лесу» (1987) и «Скоро осень» (1993). Александр Фёдоров – участник всесоюзных, всероссийских, региональных, областных и зарубежных художественных выставок. Его работы хранятся в музеях и картинных галереях многих городов нашей страны. В чём же секрет обаяния его миниатюр, классически выверенных, небольших по размеру, но удивительно живых живописных выдохов? 

Большое место в творчестве художника занимает создание миниатюр-портретов. Его «Чапаев» – портрет народного героя, этакого строгого «батьки», человека-легенды. Живой лучистый взгляд, добрые молодые усы, выправка бывалого бойца. Фигура словно в обрамлении золотого свечения, исходящего от самого героя. В таком же традиционном ключе написаны «Портрет отца», «Маршал Жуков», «Г.К. Жуков в размышлениях над планом контрнаступления под Москвой». 

Шкатулку «Поход князя Игоря» Александр Фёдоров выполнил в 1988 году. Сюжет, связанный с солнечным затмением, воспринимается как предупреждение, ведь и «воины тьмой прикрыты», и само солнце чёрным щитом заслонилось. И сколько сил надо русскому человеку, чтобы «шеломом испить из Дону»! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И маленькая шкатулочка баулов иных важнее бывает. Сусальным золотом память высвечена, народное слово вовремя сказано. 

Чтобы «ремесло поставить подножием искусству», надо не один месяц, не один год покорпеть с кисточкой над изделиями, которые порой не поддаются ученическим пальцам и требуют невероятной усидчивости «с напряжённым постоянством». В Федоскинской школе миниатюрной живописи, куда Александр Фёдоров поступил после девятого класса, новичка встречала среда творческая, не терпящая скорой халтуры и не признающая никаких отговорок и отлынивания от работы. Запомнились Александру своей справедливой требовательностью учителя Виктор Фёдорович Баранов и Виктор Николаевич Фролов… 

Позже, окончив Федоскинскую школу, освоив сложную технику и трудясь на фабрике вполне самостоятельно, он провидчески осознаёт необходимость погружения в сложную канву исторической судьбы России. В это время, в 1970–1980-е годы, творческий путь его тесно связан с известным федоскинским художником Геннадием Ларишевым, под руководством которого он осваивает тончайшие нюансы мастерства. Это было то невозвратное время, когда молодым выпадало работать рука об руку с мэтрами, когда были для этого условия на фабрике лаковой миниатюры. 

В 1980 году Александр Фёдоров выполнил шкатулки «Дмитрий Донской», «Поединок Пересвета с Челубеем», а также большое панно «Победители». Все эти работы хранятся сегодня в Государственном историческом музее, а работа «Дмитрий Донской» украсила школьный учебник истории 6 класса. Ещё через год увидело свет панно «Куликовская битва», о котором хочется сказать особо. 

Память о знаковом историческом сражении, положившем начало освобождению русского народа от татаро-монгольского ига, живёт до сего дня, живёт в стихах, песнях, картинах и по-новому переосмысливается каждым поколением. Кажется, что всякий русский воин, павший на поле брани, воскресает в облике нового поэта или художника, рождённого на щедрой нашей земле и готового снова и снова воспеть подвиг. Глядишь, и мелькнут на картинах и гравюрах, в затейливых народных росписях лица славных простых ратников – Юрки Сапожника, Васюка Сухоборца, Сеньки Быкова… Меж Доном и Днепром, на Непрядве, где решалась когда-то судьба России, – и по сей день «над скудной глиной жёлтого обрыва в степи грустят стога». Панно Александра Фёдорова воссоздаёт мгновения яростной сечи. Классически выверенная композиция поддерживает идею непобедимости русского духа. 

И в семейном «ларчике» у Александра Фёдорова вполне законченная композиция. С женой в своё время в одной школе учились. Она тоже ровесница города Долгопрудного. Дочка с детства помогала отцу в работе. Так у его плеча художница-мастерица Татьяна Фёдорова выпестовалась, закончила, как и отец, Федоскинское училище с отличием, в Союз художников в этом году вступила. Всё время нашей беседы с Александром Александровичем жена и дочь были тут же, рядом. Ларчик принести, шкатулочку достать, вспомнить что-то, книгу на нужной странице открыть… Видно, что уважают мастера, любят. А как же – отец, глава семьи! 

Работы дочери, Татьяны, сказочны по сути. И не только потому, что выполнены как иллюстрации к сказкам «Двенадцать месяцев», «Русалочка» и другим. Но словно бы сама жизнь воспринимается ею как сказка с непременно счастливым концом. Вот «Ромео и Джульетта» в минуту счастья, а это встреча солдата со своей любимой в праздничный день Победы в сорок пятом году… Все радости и печали ясного осмысления жизни у Татьяны впереди. 

Сказка ещё не рассказана. Новые замыслы таит Александр Фёдоров в своей творческой шкатулке и никому их не открывает. А нам пока не надо – мы подождём. Время у нас есть. Вот только не пропустить бы его новую выставку.

Обсудить в группе Telegram

Елена Сапрыкина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS