ИСКУССТВО
Не всякому человеку повезёт всю жизнь прожить там, где родился. Не всякому и честь выпадет ровесником быть своему городу. Подмосковный Долгопрудный в этом году отметит своё 50-летие. Полвека назад здесь в семье рабочих Долгопрудненского научно-производственного предприятия родился Александр ФЁДОРОВ – будущий мастер народного промысла Федоскино, заслуженный художник России.
Лаковая миниатюра издавна была близка и тонкому ценителю живописи, и собирателю-коллекционеру, и обычному человеку. Корни этого искусства уходят в глубокую древность. Оно пришло в Европу с Востока, из Китая, где со II тысячелетия до н. э. начали изготавливать первые «китайские лаки». Расписные табакерки из папье-маше покорили европейскую публику в XVIII веке, а чуть позже фабрики художественных лаков возникли и в России. Многогранность, многозвонкость, многоликость души русского народа – всё это нашло своё отражение в маленьких шедеврах.
Тончайшее искусство темперной миниатюры на лаковых изделиях традиционно развивалось в Палехе, Мстёре и Холуе. А вот в подмосковном Федоскине миниатюра выполняется масляными красками на чёрном фоне. Здесь и сюжетные композиции, и пейзажи, и натюрморты, и даже портреты. Мажорный колорит и строгая законченная композиция.
Александр Фёдоров работает в той же технике, которая прижилась в Федоскине более двухсот лет назад. Плотное письмо. Тот же «замалёвок» как первый этап, «перемалёвок» – второй и, наконец, «бликовка». Простые, ясные слова, выражающие суть работы. От этих слов веет стариной, основательностью, трудолюбием и непреходящей народной иронией. А чего стоит хотя бы знаменитая федоскинская «макалка», с помощью которой получают особый рисунок на поверхности шкатулки. Ларчики и шкатулочки украшены тончайшим орнаментом, выполненным в уникальной технике скани. Художник её очень любит и применяет почти в каждом изделии.
Вот что пишет об Александре Фёдорове известный искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Н.О. Крестовская: «Внимание истинного ценителя привлекают не только профессиональная живопись, но и предельно малые размеры его миниатюр, их рельефное обрамление, безупречное авторское клеймо-вензель, выполненное в технике золотой скани». Не всякий мастер имеет такое клеймо. Составленное из инициалов автора, оно само является произведением искусства и одним из отличительных признаков произведений Александра Фёдорова.
Итак, традиционное трёхслойное письмо в XXI веке остаётся неизменным, и это удивительно. Для чего может пригодиться современному практичному человеку такая «безделица»: миниатюрная шкатулочка, ларчик, баул, панно? Какой компьютеризировано-зауженный интерьер украсят сегодня эти изделия? Это отдельная тема, требующая нового исследования. Чудо в том, что спрос на произведения декоративно-прикладного искусства в наши дни, несомненно, растёт во всём мире.
Шкатулки «Подмосковье», «Усадьба Виноградово на Долгих Прудах», ларчик «Ручей в осеннем лесу» открывают перед нами родные сердцу подмосковные картины. Так и хочется приложить такую шкатулочку к уху и послушать шум леса, звон ручья, пенье птиц. Остаётся только шагнуть внутрь, за неприступные узелки скани, а если выйдешь из мастерской художника – сразу попадаешь в тот же лес, к той же речке, на ту же поляну.
В Государственном Русском музее находятся именно такие, простые и сердечно-открытые, работы мастера – шкатулки «В лесу» (1987) и «Скоро осень» (1993). Александр Фёдоров – участник всесоюзных, всероссийских, региональных, областных и зарубежных художественных выставок. Его работы хранятся в музеях и картинных галереях многих городов нашей страны. В чём же секрет обаяния его миниатюр, классически выверенных, небольших по размеру, но удивительно живых живописных выдохов?
Большое место в творчестве художника занимает создание миниатюр-портретов. Его «Чапаев» – портрет народного героя, этакого строгого «батьки», человека-легенды. Живой лучистый взгляд, добрые молодые усы, выправка бывалого бойца. Фигура словно в обрамлении золотого свечения, исходящего от самого героя. В таком же традиционном ключе написаны «Портрет отца», «Маршал Жуков», «Г.К. Жуков в размышлениях над планом контрнаступления под Москвой».
Шкатулку «Поход князя Игоря» Александр Фёдоров выполнил в 1988 году. Сюжет, связанный с солнечным затмением, воспринимается как предупреждение, ведь и «воины тьмой прикрыты», и само солнце чёрным щитом заслонилось. И сколько сил надо русскому человеку, чтобы «шеломом испить из Дону»! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И маленькая шкатулочка баулов иных важнее бывает. Сусальным золотом память высвечена, народное слово вовремя сказано.
Чтобы «ремесло поставить подножием искусству», надо не один месяц, не один год покорпеть с кисточкой над изделиями, которые порой не поддаются ученическим пальцам и требуют невероятной усидчивости «с напряжённым постоянством». В Федоскинской школе миниатюрной живописи, куда Александр Фёдоров поступил после девятого класса, новичка встречала среда творческая, не терпящая скорой халтуры и не признающая никаких отговорок и отлынивания от работы. Запомнились Александру своей справедливой требовательностью учителя Виктор Фёдорович Баранов и Виктор Николаевич Фролов…
Позже, окончив Федоскинскую школу, освоив сложную технику и трудясь на фабрике вполне самостоятельно, он провидчески осознаёт необходимость погружения в сложную канву исторической судьбы России. В это время, в 1970–1980-е годы, творческий путь его тесно связан с известным федоскинским художником Геннадием Ларишевым, под руководством которого он осваивает тончайшие нюансы мастерства. Это было то невозвратное время, когда молодым выпадало работать рука об руку с мэтрами, когда были для этого условия на фабрике лаковой миниатюры.
В 1980 году Александр Фёдоров выполнил шкатулки «Дмитрий Донской», «Поединок Пересвета с Челубеем», а также большое панно «Победители». Все эти работы хранятся сегодня в Государственном историческом музее, а работа «Дмитрий Донской» украсила школьный учебник истории 6 класса. Ещё через год увидело свет панно «Куликовская битва», о котором хочется сказать особо.
Память о знаковом историческом сражении, положившем начало освобождению русского народа от татаро-монгольского ига, живёт до сего дня, живёт в стихах, песнях, картинах и по-новому переосмысливается каждым поколением. Кажется, что всякий русский воин, павший на поле брани, воскресает в облике нового поэта или художника, рождённого на щедрой нашей земле и готового снова и снова воспеть подвиг. Глядишь, и мелькнут на картинах и гравюрах, в затейливых народных росписях лица славных простых ратников – Юрки Сапожника, Васюка Сухоборца, Сеньки Быкова… Меж Доном и Днепром, на Непрядве, где решалась когда-то судьба России, – и по сей день «над скудной глиной жёлтого обрыва в степи грустят стога». Панно Александра Фёдорова воссоздаёт мгновения яростной сечи. Классически выверенная композиция поддерживает идею непобедимости русского духа.
И в семейном «ларчике» у Александра Фёдорова вполне законченная композиция. С женой в своё время в одной школе учились. Она тоже ровесница города Долгопрудного. Дочка с детства помогала отцу в работе. Так у его плеча художница-мастерица Татьяна Фёдорова выпестовалась, закончила, как и отец, Федоскинское училище с отличием, в Союз художников в этом году вступила. Всё время нашей беседы с Александром Александровичем жена и дочь были тут же, рядом. Ларчик принести, шкатулочку достать, вспомнить что-то, книгу на нужной странице открыть… Видно, что уважают мастера, любят. А как же – отец, глава семьи!
Работы дочери, Татьяны, сказочны по сути. И не только потому, что выполнены как иллюстрации к сказкам «Двенадцать месяцев», «Русалочка» и другим. Но словно бы сама жизнь воспринимается ею как сказка с непременно счастливым концом. Вот «Ромео и Джульетта» в минуту счастья, а это встреча солдата со своей любимой в праздничный день Победы в сорок пятом году… Все радости и печали ясного осмысления жизни у Татьяны впереди.
Сказка ещё не рассказана. Новые замыслы таит Александр Фёдоров в своей творческой шкатулке и никому их не открывает. А нам пока не надо – мы подождём. Время у нас есть. Вот только не пропустить бы его новую выставку.