На протяжении нескольких лет подмосковное правительство в лице Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью создаёт свой туристский продукт, справедливо полагая, что этому российскому региону есть что предложить и отечественному, и зарубежному туристу. Проект под названием «Губернское кольцо Подмосковья» предполагает последовательное развитие разветвлённой туристской сети, способной предоставить возможности для отдыха и экскурсий.
Сегодня речь пойдёт о Мытищинском районе Московской области, ставшем в эти жаркие дни настоящей Меккой для жителей района и москвичей.
Причина повышенного туристского интереса легко объяснима – водное пространство. В пределах Мытищинского района оказались все шесть водохранилищ, возникших в ходе строительства канала имени Москвы – Клязьминское, Пироговское, Пяловское, Учинское, Пестовское и Икшинское. 46% территории района занимают леса, часть которых – национальный парк «Лосиный остров». Живописная природа, большие лесные массивы, обилие водоёмов, - что ещё нужно для отдыха и туризма?
Окрестности Мытищ связаны с именами многих выдающихся деятелей России: Василия Тёмного, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Здесь сохранились старинные усадьбы Тайнинское, Марфино, Никольско-Прозорово, Липки, Неклюдово. На мытищинской земле зародились народные промыслы, принёсшие славу России. Один из них – производство лаковой миниатюры в селе Федоскино.
История федоскинской лаковой миниатюры началась в 1795 году в селе Данилково (ныне Федоскино), где купец Пётр Коробов основал мастерскую, выпускавшую для армии лаковые козырьки и кивера из папье-маше. Сама технология была позаимствована им у немцев: во время путешествия по Европе Коробов посетил лаковую фабрику И. Штобвассера в немецком Брауншвейге. Купец решил организовать у себя такое же производство. Для этого он закупил все необходимые материалы и даже вывез нескольких мастеров. Подобные производства существовали в то время не только Германии, но и в Голландии, Бельгии. Их основу составляло производство очень модного в то время аксессуара – табакерок, которые использовались не только для курительного, но и нюхательного табака. Табакерка была обязательным дополнением любого дамского наряда. Именно на выпуск табакерок украшенных живописной миниатюрой и орнаментальной графикой переключилась мастерская после того, как изменилась военная форма. Признание мастерская получила уже при следующих её владельцах – Лукутиных, сначала отца, потом и сына. В 1828 году за высокое качество продукции П.В. Лукутин получил право клеймения своей продукции.
Но в последней четверти XIX века в связи с широким распространением художественной фотографии миниатюрная живопись приходит в упадок. И в 1904 году лукутинская фабрика закрывается. Может, на этом и закончилась бы «лаковая» федоскинская история, если бы не десять мастеров-энтузиастов, которые, получив под залог имущества ссуду, в 1910 году открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель, объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжёлыми: не было сырья и рынка сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинские изделия получили высшую награду за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.
За прошедшие века ассортимент фабрики, конечно, изменился. Основу производства сейчас составляют шкатулки всевозможных форм и размеров. А вот технология не подверглась сильным изменениям. Только что в первоначальном немецком варианте гравюры просто наклеивали и покрывали их бесцветным лаком, а теперь рисунок наносится прямо на готовую шкатулку. Но весь технологический цикл – это по-прежнему ручное производство.
Работает фабрика на древесном картоне ещё советских времён. На фабрике говорят, что его запасов при нынешнем темпе производства может хватить лет на шестьдесят. Картон режут, промазывают клейстером и наматывают на готовый деревянный или металлический шаблон, овальный, квадратный, прямоугольный и даже в виде сердечка. Размер готовой шкатулки может варьироваться от 2–3 см до метра. Процесс этот называют набивкой. Набивают картон в несколько слоёв, ставят под пресс и через несколько минут шаблон убирают, а готовую форму на месяц отправляют сушиться в специальные, хорошо проветриваемые шкафы в естественных условиях. После этого её хорошенько «обжаривают во фритюрнице» – на решётку кладут до 40 изделий одновременно и на час опускают в раскалённое льняное масло. И снова сушат, но уже в печи в течение недели, иногда больше – всё зависит от толщины изделия. Температуру постепенно поднимают до 120 градусов и так же постепенно снижают. Пропечённая в печи форма становиться твёрдой и плотной, приобретает тёмно-коричневый оттенок, становится внешне очень похожей на дерево. Отчего же не используют само дерево? Полученный в результате такой обработки материал тверже дерева в несколько десятков раз. Дерево может раскрошиться, рассохнуться, а форма из папье-маше очень прочная и долговечная. В музее завода есть экспонаты, которым более 200 лет, и сохранились они в идеальном качестве. Кроме того, федоскинская технология предполагает до 30 слоёв лакокрасок, после нанесения каждого слоя требуется сушка в печи. Таких манипуляций не вынесет ни одно деревянное изделие.
После сушки к готовой форме уже казеиновым клеем приклеивают дно. Потом её шлифуют, покрывают лаком: снаружи – чёрным, внутри – всеми оттенками алого, и снова шлифуют. И она попадает в руки самого главного человека на фабрике – художника. То, что он главный, можно легко доказать при помощи цифр: сейчас на фабрике работает около ста человек, 70 из них – художники.
Федоскинская роспись – многослойная. Каждый слой просушивается, а затем покрывается прозрачным лаком. Многослойность письма позволяет достичь особой глубины, объёмности и насыщенности цвета. Кроме классической росписи «по-плотному» федоскинские мастера расписывают шкатулки «по-сквозному». В первом случае мазки плотно закрывают фон. А «сквозную» живопись используют, если надо, например, подсветить парчовый сарафан девицы-красавицы, заставить светиться луну или сиять в её свете речку. Для этого в шкатулку вклеивают кусок океанического перламутра, поверх которого художник пишет масляными красками. Эффект достигается за счёт прозрачности масляных красок. Кроме перламутра, доставленного, кстати, с берегов Индийского океана, для подложки используют сусальные золото и серебро, алюминиевый и бронзовый порошки. Готовое лакированное изделие полируется. Усиленные полировкой цвета росписи получаются необычайно яркими.
У каждого художника своя тонкая специализация – пейзажиста, орнаменталиста, портретиста, анималиста... Последнее очень актуально для Федоскино, ведь логотип фабрики – это тройка лошадей, которая часто является сюжетом для росписи.
Разные времена приносили что-то новое в сюжеты для росписи шкатулок: от немецких пасторальных картинок к эпизодам войны 1812 года до портретов, пейзажей, сцен народного быта... А 1960-е годы привнесли в федоскинские сюжеты мотивы из сказок Пушкина, Бажова и, разумеется, русских народных.
За прошедшие века изделия федоскинских мастеров утратили свое утилитарное значение. Ушли из обихода ларчики, веера, игольницы, табакерки, пудреницы, чайницы. И теперь даже экскурсоводы не всегда могут ответить на вопрос, для чего изначально предназначалось то или иное изделие. Сейчас это только произведения искусства, и главное в них – живопись. Это памятники культуры нашего народа.