Недостатков у «Любви Советского Союза» много, критики высказали кучу обидных и, что самое обидное для создателей, справедливых критических замечаний. Но начнём с хорошего, в первые недели проката зрителей было довольно много – в чём секрет успеха ленты Никиты Высоцкого, Ильи Лебедева и Дмитрия Иосифова?
Во-первых, реклама фильма на Первом канале с потрясёнными зрителями, выходящими после сеанса, достала почти так же, как тотальное изнасилование русской классики известным банком, но она подействовала. Во-вторых и главных, это нечто ранее небывалое: создан почти сказочный образ великой эпохи, Москвы конца тридцатых! Она здесь похожа на коммунистическую столицу, изображённую в «Мастере и Маргарите», где дан образ грандиозного футуристического, но «ненавидимого прокуратором города», который немец Воланд и режиссёр-американец в финале не удержались и сожгли, а в ленте генерального директора Первого канала Константина Эрнста и продюсера Владимира Максимова Москва не зловещая, а величественная. Праздничная, военно-воздушная, звёздная, как Театр Красной Армии, многократно показанный и снаружи, и с могучими интерьерами внутри, – когда-то здесь Григорий Александров снимал похожую по размаху «Весну», а Рязанов – «Карнавальную ночь».
Итак, в таком грандиозном городе может быть только грандиозная любовь. Да не одна, а две. Или три? Бедная Золушка, прелестная актриса-инженю (Галину Коврову сыграла Ангелина Стречина), должна встретить принца (лётчик Ковров – Кирилл Кузнецов), и он должен в неё влюбиться, и, надо же, всё это происходит на наших глазах, и принц прямо с репетиции крадёт инженю и увозит в ЗАГС на роскошном кабриолете по пименовско-лактионовской столице 1938 года! А потом летает с ней на самолёте над Москвой-рекой, Кремлём, ЦТКА, и вся страна радуется их счастью, а их брак благословляет самый главный волшебник советского царства-государства, и зовут его Иосиф Виссарионович. Может, он для кого-то очень страшный, а для наших героев – отец родной и одаривает принца с Золушкой хоромами царскими. Но принц слишком храбр и однажды разбивается на испытаниях военного самолёта.
Горе принцессы безмерно, безутешно, но в неё влюбляется другой прекрасный принц (писатель Туманов – Роман Васильев). Юная вдова одевает принца в спецсекции то ли ГУМа, то ли Елисеевского магазина, и вскоре он становится таким же знатным любимцем Сталина, как и предыдущий, и она соединяет с ним свою судьбу. Опять безоглядная страстная любовь, большая-пребольшая… Однако злая война пытается разлучить влюблённых. К тому же принцесса так хороша, что на неё западает прекрасный королевич в звании генерал-полковника (в роли Павловского – Игорь Петренко), принцесса же, раздираемая противоречиями, чуть не кончает жизнь самоубийством, но остаётся верна своему принцу. Вот и сказке конец.
Конечно, никуда не деться от прототипов: это лётчик-герой – Анатолий Серов; молодая артистка Валентина Серова, дочка, кстати, выдающейся актрисы Клавдии Половиковой – киноманы помнят её блестящее исполнение роли генеральши Иволгиной в пырьевском «Идиоте»; поэт Константин Симонов и маршал Константин Рокоссовский, которому молва незаслуженно приписала роман с Валентиной Серовой.
Прошло почти полвека после смерти всех действующих лиц и двадцать лет после выхода сериала Юрия Кары с не менее пышным названием «Звезда эпохи». Тогда были скандалы с родственниками прототипов – создателям пришлось поменять фамилии (Серова – Седова, Симонов – Семёнов). Сейчас же осталось совсем мало людей, которые помнят выдающегося поэта, стихи которого когда-то знала вся страна, и известную актрису, которую он любил, а она его – нет. Вот в чём главная драма, которой в фильме нет. Как ни старался Симонов превзойти в славе своего предшественника (и превзошёл), но она только разрешала ему любить себя, однако так и не полюбила. А роман с Рокоссовским выдумка – генерал был настоящим русским офицером, благородным человеком и никогда не пришёл бы домой к женщине в отсутствие её мужа, тоже офицера-фронтовика, к тому же всем известного писателя, написавшего «Жди меня, и я вернусь».
Абсолютно фальшивый эпизод с приходом Туманова домой, где его жена в это время принимает гостя-генерала. Разворачивается и уходит из дому Туманов, а не генерал. Невозможная сцена. Но был и ещё один придуманный эпизод. Отвратительно мелодраматичный. Коврова на сцене ЦТКА играет в спектакле, а в правительственной ложе в это время сидит лётчик и ждёт своего задерживающегося друга Коврова, но вместо него приходит некто, сообщающий о его гибели. Дальше происходит что-то по жизни никак не возможное, соответствующее разве что передаче «Пусть говорят», которая, кстати, недавно вернулась в эфир. Друг Коврова спешит почему-то за кулисы. Зачем??? Чтобы во время спектакля (не после него, не в антракте, а сразу, как современный блогер) сообщить поскорее всем актёрам, что муж актрисы Ковровой, которая сейчас на сцене, погиб. После этого невозможно поспешного для нормального мужика поступка совершается следующее, немыслимое уже для театра действие: все актёры за кулисами начинают картинно переживать, чтобы, видимо, их страдания заметила жена Коврова, находящаяся на сцене. В реальности помощник режиссёра выгнал бы лётчика со сценической площадки, а актёры бы и виду не подали, что что-то случилось, и только после конца спектакля к актрисе подошёл бы главный режиссёр или начальник театра и, как-то подготовив актрису, сообщил трагическую весть. Подобные случаи бывали. У театральных людей это в крови – спектакль срывать нельзя. Та мелодраматическая истерика, что случилась в фильме посередь спектакля с обезумевшей от горя Ковровой – якобы по скорбным лицам партнёров за кулисами она поняла, что случилось что-то страшное, – результат отвратительного непрофессионализма коллег и идиотской бестактности друга Коврова. Впрочем, когда фильм большого стиля и голливудского размаха, о таких пустяках не вспоминают. Хотя всё равно не могу понять, как опытнейшие сценаристы Владимир Валуцкий и Сергей Снежкин могли допустить такой ляп?
Но сказка про большую любовь есть, и это нравится зрителям, зато злобного антисоветизма с кровавым Берией и коварным Сталиным, на удивление, почти нет. Придумали только арест любовника матери Ковровой (в маленькой роли хороша Алёна Бабенко), вследствие чего театральное начальство спешит уволить мать, а дочь исключить из комсомола. Это было бы возможно, если бы арестовали мужа и отца, а если крупный чиновник только «дружил» с актрисой, то это совсем другое дело, и при чём здесь её дочка и комсомол?
Сталин в исполнении Александра Устюгова в фильме необыкновенный, чудесный. Огромный, могучий, немного похожий на монстра из «Утомлённых солнцем – 2», но здесь его мордой в торт не шмякают, поскольку он творит только добрые дела, хотя видно, что вождь еле сдерживается, чтобы не совершить какое-то жуткое коварство.
Говорят, что на основе фильма делается сериал для первого канала, будем надеяться, что там мы узнаем, зачем Коврова срывается со съёмок в Ташкенте? Почему её мать перед визитом генерала находит дочь лежащей в кровавой ванной в бессознательном состоянии, но совершенно не удивляется этому обстоятельству? А также, может быть, мы увидим, как Симонов выходил из окружения с дивизией полковника Кутепова (прототип Серпилина из фильма «Живые и мёртвые»), героически сражавшейся на Буйничском поле. Статью Симонова в «Красной звезде» со снимками боя, в котором было подбито 39 (!) фашистских танков, тогда читали все. Симонов вернулся из этой командировки другим человеком, недаром перед смертью завещал развеять свой прах над этим полем. Нам же показали только, как корреспондентов главной военной газеты какой-то злобный дрыщ-комиссар заставляет рыть окопы, а потом приказывает смотреть на расстрел трусов и паникёров. Эти придуманные сценаристами сцены так же, как попытка изнасилования Ковровой неким пьяным полковником, реликты кинематографа 90 х.
Однако повторяю, в фильме много хорошего. Одна загадка: почему у телеканала, имеющего такие грандиозные возможности, столько лет нет ни одной полнокровной творческой удачи в кинематографе?