Главный герой книги – 36-летний Белан Гормоль, «безобидный чудак», работающий на заводе по переработке книг. Сам он говорит о себе так: «Я люблю книги, хотя целыми днями занимаюсь тем, что их уничтожаю. Из имущества у меня есть только золотая рыбка по имени Руже де Лиль, а из друзей – безногий калека, который без конца ищет свои ноги, да стихоплёт, умеющий разговаривать только александрийским стихом».
Мир романа наполнен чудаками. Здесь есть пожилая дама, обладающая талантом коверкать фамилии самым невероятным образом, изворотливый служащий завода, мечтающий стать квалифицированным «книжным палачом», и молодая уборщица общественного туалета, возвышающая свой неблагодарный труд в своеобразном дневнике. Умело созданные, невообразимые – и потому ещё более реальные – характеры западают в душу: невольно испытываешь разочарование от того, что все они только плод воображения автора и с ними нельзя пообщаться…
Замечательна и образность этого мира, его поэзия, которую мы видим глазами главного героя: руки друга – «две тёплые умирающие птицы, безропотно позволявшие себя поймать», ладошки старушек «розовые, хрупкие, как реймсское печенье», глаза девушки скрывает «занавес ресниц», а кресло в центре зала «призывно тянет подлокотники». Мир, в котором живёт Белан Гормоль, добрый и красивый. Он очаровывает.
Тем ярче контрастирует с этим миром омерзительное описание Твари (машины для переработки книг) и натуралистические подробности будней общественного туалета – добрая половина романа отнюдь не эстетична. Настолько неэстетична, что хочется вымыть глаза с мылом и растворить запечатлевшиеся на сетчатке образы, вызывающие даже некоторую гадливость. Но, наверное, эти описания нужны. На фоне подобной гадости как-то наглядней выглядит надежда на иную жизнь. «Утренний чтец» именно об этом. О надежде. О том, что гораздо важнее то, что у тебя внутри. О том, что внутренний свет и чистота рано или поздно побеждают любую внешнюю грязь.
Особо хочется отметить работу переводчика: в тексте романа полностью отсутствуют корявые, неудобочитаемые фразы, выдающие трудности перевода. Благодаря этому читается книга легко.
В целом же дебютный роман Жан-Поля Дидьелорана – это трогательная, немного трагичная и наивная история с зефирным хеппи-эндом, в которую так приятно погрузиться тёплым вечером.
Любовь ТАРАСОВА